Новости
Вернуться к списку материалов
Белорусский «Географический атлас учителя»

Мы продолжаем рассказывать о победителях Национальной премии «Хрустальный компас». В 2017 году в номинации «Издание» престижная награда вручена Белорусскому географическому обществу, Белорусскому госуниверситету и РУП «Белкартография» за выпуск «Географического атласа учителя».

Сегодня трудно найти род деятельности или область интересов человека, которые бы не были представлены специализированными атласами. В профильных изданиях география стран и континентов сочетается с политикой, религией, культурой, промышленностью, производством, проблемами экономики, здравоохранения, защиты окружающей среды. Но каждый новый день ставит перед человеком новые задачи. Возникают моменты, требующие новой систематизации.

Рассказывает президент Белорусского географического общества и автор проекта «Географический атлас учителя» Петр Лопух:

— Мы ставили перед собой ясную цель: обеспечить учителей географии наиболее полным объемом лаконичного материала для подготовки к учебному процессу. Изначально было решено не ограничиваться исключительно школьной программой. Атлас должен давать информационный «запас мощности» для подготовки учащихся к олимпиадам, поступлению в учреждения высшего образования. Кроме того, издание ориентировалось на его использование в аудиториях географических факультетов, на факультетах природоведческого профиля и в университетах.

— Информационную компоновку материала мы стремились сделать так, чтобы его было удобно использовать широкому кругу специалистов, учителей и студентов стран СНГ, интересующихся географией, демографией, экономикой стран мира в целом и Беларуси, как части огромного мира…

В работе над созданием «Географического атласа учителя» коллектив единомышленников под руководством Петра Лопуха использовал материалы более 200 авторов — действительных членов Белорусского географического общества. Атлас получил положительную оценку Министерства образования Республики Беларусь и был рекомендован в качестве пособия для школьных учителей и студентов географических специальностей.

Идея создания «Географического Атласа учителя» начала реализовываться в 2011 году. До этого в учебных заведениях Беларуси пользовались картографической продукцией, изданной еще в СССР.

— Реализуя проект, мы вынуждены были проводить до 70-ти рабочих встреч в год. Это была очень кропотливая работа, — признается Петр Лопух. — Многие географы вообще сомневались в реализации задумки. Но мы это сделали! На Международной выставке учебной книги в Минске «Географический атлас учителя» получил приз «Золотой фолиант. Лучшее учебное издание 21 века». Вскоре еще одно признание — присуждение национальной премии «Хрустальный компас». Это, поверьте, дорогого стоит… Высокий статус премии подтверждает внимание, уделяемое в России вопросам географии, сохранению природного потенциала и популяризации идеи бережного отношения к природным богатствам страны. Показательно, что эта работа активно ведется на государственном уровне. Для меня участие в соискании национальной премии «Хрустальный компас» явилось очередным поводом для утверждения Белорусского географического общества, как серьезной научной общественной организации. К сожалению, ныне общество белорусских географов существует на равных правах с обществами рыболовов, собаководов или любителей канареек. Я обращался в Администрацию Президента Республики Беларусь с письмом-просьбой взять под персональную опеку Белорусское географическое общество, по примеру Президента России Владимира Путина. Статус лауреата национальной премии «Хрустальный компас» поможет привлечь внимание к работе географического общества Республики Беларусь. Я в этом уверен.

Оценивая работу белорусских географов, экспертный совет национальной премии «Хрустальный компас» отметил внутреннюю сверхзадачу проекта. Кроме традиционного дидактического материала «Географический атлас учителя» представляет связанный в единое целое комплект, состоящий из 700 карт, схем, диаграмм, таблиц и иллюстраций. Удачно скомпонованная инстаграфика позволяет читателю понять географические закономерности природы Земли в целом, выявить особенности проявления природных явлений и социально-экономических процессов в мире, составить представление о природных компонентах и хозяйстве материков, отдельных государств, регионов и стран.

Содержание атласа включает несколько разделов. «Общая география» представляет планету Земля во вселенной, её географическую оболочку, на основе современных картографических данных. Раздел «Мир» рассказывает о природных условиях и ресурсах территорий, учит пользоваться политической картой, дает информацию о населении стран, их экономике, производственных возможностях, сельском хозяйстве, транспорте и связи. Не забыты международные и экономические отношения, социально-экономическая дифференциация стран мира, глобальные геоэкологические, социальные проблемы, геополитическая динамика. В разделе «Материки, регионы, страны мира и океаны» — природные особенности, население, хозяйство, административное деление, характеристика стран.

Особый раздел — Республика Беларусь. В нем представлено формирование территории, природные условия и ресурсы, климат, поверхностные воды, почвы, растительный и животный мир, ландшафты, природно-ресурсный потенциал, население, промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, транспорт, социальная структура, образование, наука, культура, международные отношения, охрана природы.

Картографический материал «Географический атлас учителя» полностью оригинален. В работе над изданием творческий коллектив использовал самые свежие статистические данные и экономические карты, составленные в соответствии с Общегосударственным классификатором.

Петр Лопух с удовольствием делится эмоциями, которые вызвало известие о победе, и впечатлениями от церемонии вручения:

— Известие о победе укрепило веру в правильность выбранного курса. В средствах массовой информации я всячески пропагандирую географию, подчеркиваю ее значимость как дисциплины в образовательном процессе. Признание долгой и кропотливой научной работы коллектива географов Беларуси экспертным советом «Хрустального компаса» подтверждает это. Церемония вручения поразила меня огромным количеством единомышленников, которые собрались разделить радость коллег из Беларуси. В огромной России огромное число людей, радеющих за сохранение природы родной страны, работающих в образовательных программах, популяризирующих национальное наследие. Лучшие из них аплодировали белорусскому проекту. А это значит, что цели и задачи у нас общие. Мы живем на одной планете.

Говоря о перспективах, открывающихся после победы в национальной премии «Хрустальный компас», президент Белорусского географического общества и автор издания «Географический атлас учителя» отмечает:

— Самая главная перспектива — поднятие статуса и престижа географического общества Республики Беларусь. Кроме того, я полагаю, статус лауреата Национальной премии «Хрустальный компас» даст нашему коллективу возможность участвовать в конкурсе Белорусского государственного университета на соискание премии имени Севченко в области науки, которая проводится раз в два года. Это очень престижная площадка, на которой получали признание значимые для Беларуси проекты. Убежден, что высокая оценка, которую нам дал экспертный совет «Хрустального компаса» — географы, ученые и общественные деятели с мировыми именами — поспособствует тому.

Обращаясь к организаторам национальной премии «Хрустальный компас», Петр Лопух выражает благодарность за проводимую работу:

— Огромное спасибо организаторам за работу. Пригласить в экспертный совет Артура Чилингарова, Николая Дроздова, Александра Беляева и других весьма уважаемых людей мирового географического сообщества… Я представляю, какого труда это стоило. По своему опыту знаю, как трудно заручиться поддержкой на государственном уровне. Но еще труднее эту поддержку удержать. «Хрустальный компас» живет уже пять лет! И пожелание может быть одно — работать и дальше над развитием прекрасной идеи национальной премии в области географии. Пусть «Хрустальный компас» прирастает новыми яркими проектами и начинаниями.

За «Хрустальный компас» Петр Лопух боролся уже второй раз. В 2015 году в этой же номинации — «Издание» — он был финалистом с монографией по изменению климата. И уже тогда вовсю шла работа над Атласом. Тем, кто сейчас решает, подавать ли заявку на соискание национальной премии «Хрустальный компас», Петр Лопух советует:

— На конкурс необходимо подавать работу, в которую вы вложили душу и максимум сил. В этом залог успеха. Следует пробовать себя в разных номинациях. Номинируя свои работы на конкурсный отбор, вы получаете возможность получить экспертную оценку очень компетентного жюри. Желаю всем будущим участникам побед в национальной премии «Хрустальный компас». Это премия очень высокого уровня. Тот, кто сказал, что это «Оскар» в области географии, был совершенно прав. Еще раз благодарю экспертный совет за достойную оценку нашей коллективной работы и организаторов конкурса за теплый прием.



Опубликовано: 24.08.2017