Новости
Вернуться к списку материалов
«Концепт» от концерна Росэнергоатом: есть чем гордиться!

Мы продолжаем рассказ о победителях национальной премии «Хрустальный компас», удостоенных престижной награды в 2019 году. 

Плавучий энергетический блок – первый в мире проект мобильного транспортабельного атомного энергоблока малой мощности. Новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) – жизненно необходима для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, чтобы обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. Назвали первую установку «Академик Ломоносов» в честь первого учёного естествоиспытателя, получившего когда-то мировое признание. А сегодня и электростанция, разработанная российскими учёными, тоже приобрела широкую международную известность благодаря своей уникальности.  

Проект был выдвинут на соискание национальной премии «Хрустальный компас» и 17 мая 2019 года в Зимнем театре Сочи представителям Росэнергоатома, они выступили заказчиками энергоблока, вручили символ конкурса – хрустальную статуэтку. Разработка заняла вершину пьедестала в номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса».

«Поддержка экспертного сообщества для нас очень важна, поскольку атомные проекты в силу большой наукоемкости и сложности иногда встречают непонимание или недопонимание со стороны общества, населения регионов, где строятся новые объекты, и важно вести масштабную разъяснительную работу, в том числе с привлечением независимых экспертов», – говорит директор департамента коммуникаций АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Тимонов.   

Человечество научилось добывать электроэнергию из воды, из воздуха, из солнечного света, из природных ископаемых и даже из процессов деления ядер. Те объекты, что работают на угле, потребляют невероятное количество топлива - десятки тысяч тонн в сутки. Его добыча и транспортировка занимают много сил, средств и времени. Немного по-другому с газом - добыча и перевозка выглядят проще, да и современные парогазовые турбоустановки работают эффективно. Но первенство пока держат атомные электростанции. Они дают больше энергии и тепла на единицу топлива, ядерное топливо способно выделять огромное количество энергии на протяжении долго времени и без вредного воздействия на окружающую среду. Спустить на воду целую атомную станцию – такая идея ещё недавно казалась слишком амбициозной, чрезвычайно сложной, но полезной и важной. 

Разработка, которую представили российские специалисты открыла возможность создать в будущем целый энергофлот! «Академик Ломоносов» это судно, но без винтов, штурвала и двигателя. Планируется, что перемещать его будут не так часто, раз в 12 лет для планового ремонта. Возможности, которые открывает этот проект, в буквальном смысле слова безграничны. Плавучий атомный энергоблок может развернуться на берегу в любой точке мирового океана. Оказаться в акватории островного экваториального государства или в холодных водах северного морского пути. Но конечный пункт именно этой станции уже определён – Чукотка. 

Необходимо было повысить энергетическую безопасность Севера России, говорят разработчики, наладить производство экологически чистой электроэнергии, исключающее выбросы СО2 в окружающую среду. На судне две ядерных энергоустановки. Обе уже прошли комплексные испытания, на очереди вторая. У платформы два назначения: заменить уже устаревшие атомные- и теплоэлектростанции и обеспечить энергией основные горнодобывающие компании региона. 70 мегават электричества, которые способны вырабатывать ректоры плавучей АЭС могут осветить и согреть небольшой город с населением от 50 до 80 тысяч человек. Учитывая такую мощность можно сказать, что ПАТЭС позволит ежегодно предотвращать выбросы в атмосферу в объеме 700 тыс. тонн СО2. Сами реакторы небольшие всего два метра в диаметре. После запуска они будут сжигать несколько сотен грамм ядерного топлива в день. Всё остальное – это контуры защиты. При строительстве «Академика Ломоносова» учёные и инженеры постарались предусмотреть всё. Корпус судна крепкий и способен выдержать не только столкновение с другим кораблём, но даже натиск цунами. С особой ювелирной точностью и аккуратностью монтировались реакторные отсеки. 

ПАТЭС – это по сути завод с множеством помещений, перегрузочные секторы, отделения для загрузки и хранилище тепловыделяющих сборок, лаборатории осмотра, жилые помещения для персонала (по аналогии с действующими ледоколами). Здесь будут трудиться в общей сложности 300 человек, профессионалов высокого уровня. Специалисты регулярно будут возвращаться в учебный центр для повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы выработать так называемую мышечную память навыков работы со сложными устройствами.   

Мировым прорывом энергетики малой мощности называют плавучую станцию эксперты. Именно такой проект должен был стать лучшим в своей номинации. В этой категории у экспертов совета премии «Хрустальный компас» не было споров, потому что конкурировать с производственниками такого масштаба сложно. На основе «Академика Ломоносова» российскими учёными и инженерами уже конструируются новые плавучие атомные станции, и как говорят проектировщики, они будут компактнее, дешевле в изготовлении, но мощнее и технологически более совершенные. На очереди новый атомный ледокол «Урал», реакторы для которого станут прототипом установок для новых поколений ПАТЭС. 

Как говорят сотрудники Росэнергоатома, этот проект уже привлёк внимание иностранных коллег. Свою заинтересованность в нём показали Малайзия, Индонезия, Таиланд, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. В 2019 году платформа будет транспортирована в точку своего размещения - г. Певек Чукотского автономного округа, где будет завершено его сооружение и ввод в эксплуатацию. Там ПАТЭК должно проработать около 40 лет, именно такой срок эксплуатации плавучей атомной электростанции. 

Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций АО «Концерн Росэнергоатом» – «Интерес СМИ и общества к проекту плавучей атомной станции всегда был большим, поскольку проект инновационный и не имеющий аналогов в мире, являющийся нашим коммерческим предложением для зарубежных партнеров, и за его реализацией внимательно следит весь мир. По своим социальным сетям и реакциям наших читателей мы наблюдаем, что общественность в курсе реализации этого проекта и, в основном, оценки этого проекта положительные. В этом есть заслуга и того, что проект стал лауреатом премии «Хрустальный компас» как лучший экологический проект». 

Росэнергоатом – это многотысячный коллектив специалистов высокого класса, которые занимаются сложным производством, имеют дело с инновационными технологиями, такие участники несомненно повышают престиж премии. Впрочем, для жюри конкурса и организаторов был важен не статус участника, а масштаб проекта, его значимость для экологии и общества.            



Опубликовано: 22.08.2019