Новости
Вернуться к списку материалов
Русскими дорогами Аляски по пути к «Хрустальному компасу»

Мы продолжаем рассказывать о победителях национальной премии «Хрустальный компас» в 2019 году.  В номинации «Лучший региональный проект» географический Оскар получил проект Рязанского областного отделения Русского географического общества. 

Исследование, которое провели сотрудники Рязанского областного отделения Русского географического общества, стало лучшим региональным проектом по оценке Экспертного совета национальной премии «Хрустальный компас». Символ премии – кубок из хрусталя и серебра авторам проекта вручили 17 мая в Сочи на торжественной церемонии.

   
Идейный вдохновитель проекта, председатель Рязанского областного отделения Общества, Герой России Михаил Малахов так прокомментировал победу своей группы: «Для нас было престижно победить. Это стало подтверждением правильности выбранного направления. «Хрустальный компас» - один из известнейших конкурсов среди путешественников. У нас появилась уверенность в собственных силах. Всем, кто решает участвовать или нет, сомневается, я бы пожелал верить в себя, в свои силы, но трезво оценивать свои проекты, конкуренция очень высока».


Авторы повторили и изучили маршруты, описанные пионерами Русской Америки – лейтенантом Загоскиным и штурманом Васильевым. Проект длился несколько лет и включил в себя пять экспедиций. Пройдя этими историческими маршрутами, участники похода совершили удивительные открытия, о некоторых они рассказали в документальном фильме, собранном из видеосъёмок разных лет.


Во времена Русской Америки промышленники активно использовали так называемые «портеджи» - переносы или волоки из одного района в другой с использованием рек, озер, ручьев, участков суши. Каждый такой маршрут обычно включал подъем против течения, прохождение «волоком» водораздела, спуск по течению. Таким образом, сокращалось время доставки пушнины, почты и припасов, по сравнению с доставкой по морю. До последнего момента не было сведений о нынешнем состоянии этих некогда оживленных транспортных путей.


Рязанское областное отделение Русского географического общества в 2010 году начало проводить уникальные исторические эксперименты по изучению волоков, движения русских первопроходцев и возможностей транспортно-торговых коммуникаций рек и озер Аляски. Проект завершился в 2017 году. Его участники провели 11 экспедиций и преодолели 16 тысяч километров. Практически всю территорию, открытую и освоенную нашими соотечественниками, автор идеи проекта, руководитель всех путешествий и режиссёр фильма Михаил Малахов со своей группой смог увидеть лично, за исключением небольшой территории юго-восточной Азии.


В период с 1741 по 1867 были составлены основные маршруты, когда территория Аляски принадлежала Российскому государству. Не было карт. Первопроходцам приходилось нанимать проводников, которые частенько сворачивали с нужного пути и заводили не туда. И всё же современные экспедиции - это по большей части технически продуманный поход с использованием навигационных систем и специальной экипировки.

 
Не так просто было выяснить, где и как передвигались наши соотечественники. На суше от дорог тех времён ничего не осталось, хотя кое-что по-настоящему эксклюзивное экспедиционному отряду всё же удалось отыскать – старую железную дорогу. Это была большая удача. Узкоколейка использовалась для перевозки почты и грузов Американской почтовой службой вплоть до первой половины XX века. Самый востребованный волок Аляски находится неподалёку на одном из участков крупнейших рек Юкон и Кускокуим. Описание этого переноса встречается в описаниях Лаврентия Алексеевича Загоскина.


И всё же главным культурной наследием русской Америки исследователи считают православие, которое пришло на Аляску вместе с нашими миссионерами. В конце XVIII века русские миссионеры – иноки Валаамского и Коневского монастырей – пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку. Первые православные святые - Герман Аляскинский и Яков Нецветов до сих пор на устах современных американцев. Проповедуя слово Божье, монахи путешествовали по Аляске и Алеутским островам по тем же переносам. Они крестили в православную веру, венчали церковными браками и обучали грамоте целые племена.

 
Много трудностей пришлось преодолеть экспедиционной группе Малахова прежде чем прибыть в конечную точку маршрута.

 
«На собственном опыте мы поняли, какие смертельные опасные таились на пути наших предков. Мы прошли и изучили современное состояние основных переносов Аляски, на себе испытали трудности и опасности, выпавшие на долю первых первооткрывателей. Поэтому с радостью откликнулись на предложение местных жителей увековечить память земляков и установить совместный памятный знак русским и американским первопроходцам Бристольского залива», - говорит Михаил Малахов. 

Проект «Русские дороги Аляски» победил в номинации «Лучший региональный проект», и, хотя территория, о которой идёт речь уже давно принадлежит Америке, население помнит о русских промышленниках и исследователях, которые внесли вклад в мировую географическую науку. За 8 лет группа преодолела тысячи километров. На основе собранных материалов был создан музей, ведутся архивные исследования, написаны научные статьи, изданы книги и сняты документальные фильмы. Во многих городах прошли выставки, рассказывающих о проекте. Но самое главное – это осознание, что великие народы русский и американский связаны общей исторической памятью и дорогами Аляски.   



Опубликовано: 24.10.2019