Монография «Рождённые под Полярной звездой»
Монография «Рождённые под Полярной звездой»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Данное исследование является попыткой более или менее системного рассмотрения проблемы самоидентификации коренных народов ЯНАО и её отражение в литературном процессе.
Проголосовало:

Авторы проекта:

Цымбалистенко Наталия Васильевна, заведующий сектором социально-гуманитарных исследований, главный научный сотрудник Государственного казённого учреждения ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», доктор филологических наук.

Номинация:

Издание

Наименование проекта:

Монография «Рождённые под Полярной звездой» (Эстетика этнологических воззрений в контексте художественной практики писателей ЯНАО)

Описание проекта:

Данное исследование является попыткой более или менее системного рассмотрения проблемы самоидентификации коренных народов ЯНАО и её отражение в литературном процессе. Исследование ни в коей мере не претендует на всеохватность и завершённость. Не вдаваясь в споры о литературных направлениях и тонкостях художественных методов, всё же представляется возможным проследить некую общую тенденцию, определить вектор духовного развития коренных народов Ямала от целостности и синкретизма мифа до рефлексии и многополюсности образцов модернизма, от коллективизма фольклора до индивидуализма литературы.

Начало XXI столетия — период в истории литературы ЯНАО достаточно непростой, требующий особой тщательности в его исследовании. Многие писатели являются нашими современниками, в литературном потоке ещё не произошло отделение «зёрен от плевел». Временной критерий, как один из основных оценочных критериев, ещё очень мал, чтобы сказать, какие произведения войдут в сокровищницу северной литературы, а какие быстро забудутся будущими поколениями.

Элементы утопии и антиутопии, философской притчи и публицистики, моралистического эссе и футуристического прогноза скреплены воедино с помощью библейской символики, мифологических и фольклорных образов и мотивов, продуманной метафорики и литературных реминисценций, фантазии и визионерства.

Специфика развития культуры коренных народов ЯНАО обусловлена географическими, климатическими и культурно-историческими условиями. Следует признать, что все эти факторы не благоприятствовали продуктивному развитию культуры. Тем не менее, народы ЯНАО создали своеобразную систему материальных и духовных ценностей.

В то же время хищническое использование недр привело к тяжёлым экологическим последствиям. Поэтому очень остро встал вопрос о выборе пути выживания этнической культуры в условиях технократического общества и глобализации современных культурологических процессов.

В анализируемых произведениях в большей или меньшей степени высвечены все исторические и экологические катаклизмы, которые пришлось пережить коренным народам ЯНАО. Поэтому все писатели остро ставят вопрос о будущем своих народов и путях преодоления их теперешнего кризиса.

Информация о ранее проведённых исследованиях на данную тему: три монографии Цымбалистенко Н.В. («Север есть Север», Санкт — Петербург, 2003 г., «Литература народов Севера», М., 2008 г., «От мифологии до постмодернизма», М., 2010 г. )

Издано 38 статей по этой тематике. В соавторстве с Поповым Ю.И. написаны три учебника: «Мифология, фольклор и литература Ямала» (5-8 кл.), Тюмень, 2001, 2012 г.г., «Слово о Ямале» (для старших классов), Санкт-Петербург, 2004 г.

География проекта:

Города и посёлки Ямало-Ненецкого округа, Тюменская область (молодёжный форум), филологический факультет Воронежского государственного университета. Так как монография поступила в «Научный центр изучения Арктики» только в декабре 2016 года, в настоящее время продолжена рассылка электронного варианта по запросам других территорий.

Цели и задачи:

Актуальность темы. На рубеже ХХ-ХХI веков исследование региональных литератур приобретает особое значение и интерес. Региональные культуры всё громче заявляют о себе в мире, регионализм становится одним из важнейших факторов современной истории и политики. Мир дробится на всё более мелкие сегменты, и даже самые немногочисленные народы заявляют о своем праве на культурную и духовную суверенность. Изучение региональных культур стало преобладающей тенденцией развития гуманитарных знаний в ХХI веке. Литература занимает одно из первых мест в этом ряду.

В отношении литературного развития в северо-западном регионе Сибири это особенно актуально, поскольку богатые и своеобразные культурные традиции края не были до сих пор в должной мере осмыслены в литературно-теоретическом аспекте. Имеются в виду следующие важнейшие проблемы, которые так или иначе прямо или косвенно затронуты в произведениях писателей Ямала :

1. Чёткое разграничение этапов культурно-исторического развития края и уяснение специфики их отражения в литературе. Подразумевается интеграция истории, культуры и литературы коренных народов Ямала в общеевропейскую и российскую культурно-историческую парадигму. Здесь существуют дискуссионные проблемы. Так, например, некоторые исследователи называют средневековым весь период историко-культурного развития народов Ямала вплоть до ХVIII в.

Такое толкование средневековья существенным образом отличается от общепринятого понимания этого исторического периода в европейской истории. С другой стороны, исходя из литературоведческих позиций, период средневековья, который характеризовался устным характером словесного творчества, в культуре северных народов можно расширить до начала ХХ в., поскольку обретение письменности произошло здесь лишь в 30-е годы прошедшего века.

2. Осмысление в литературе внешних идеологических, цивилизационных и технократических воздействий на ментальность и культуру коренных народов Ямала. Было ли воздействие русского православия на коренные народы только идеологическим, или же одновременно и цивилизационно-просветительским моментом? Тот же вопрос возникает в ХХ в. в эпоху усиленного внедрения коммунистической идеологии и современных индустриальных технологий.

3. Оценка взаимодействий культур и литератур двух основных коренных народов — ненцев и ханты. Не следует забывать, что два народа-соседа достаточно четко различаются этнически, их языки существенно разнятся, различен и доминирующий образ жизни (ненцы — кочевники, ханты в основном ведут оседлый образ жизни), взаимоотношения этих народов между собой не всегда были безоблачными.

4. Учёт факторов, связанных с культурными традициями еще двух народов, издавна живущих на Ямале — коми-зырян и сибирских татар. Эти народы вплетали в сложный культурный орнамент Ямала свои обычаи и иные конфессиональные принципы (коми-зыряне в основном православные, татары — мусульмане) и внесли свою лепту в литературное развитие края (коми Иван Истомин, татарин Габдель Махмут и др.).

5. Оценка воздействия русской культурной парадигмы на материальное бытие и духовную культуру коренных народов Ямала в исторической ретроспективе и на современном этапе. Имеется в виду российское военное, государственное, правовое, конфессиональное, экономическое, духовное и материальное воздействие на протяжении четырехсот лет, а также те кардинальные изменения, которые русско-советский мир принес коренным народам в ХХ веке.

6. Рассмотрение проблемы взаимодействия двух конфессиональных систем: христианского монотеизма и языческого многобожия. Сложное переплетение и взаимозависимость этих двух конфессиональных систем нашли отражение в произведениях почти всех писателей Ямала, проявившись наиболее ярко в своеобразном синтезе религий в творчестве Анны Неркаги.

7. Оценка воздействия на культуру и литературу коренных народов новой идеологической системы — коммунизма советского типа. Эта проблема является одной из важнейших в литературе писателей Севера конца ХХ века, которые констатировали, что новая идеологическая догма, предложенная русско-советским миром, имела очень поверхностное влияние на ментальность коренных народов Ямала. Патриархальный кочевой мир не укладывался в рамки марксистской теории о классовой борьбе и прибавочной стоимости. С другой стороны, апелляция Советской власти к социальной справедливости и имущественному равенству не могла не оказать определённого воздействия на беднейшие слои коренного населения.

8. Литературоведческий анализ экологической проблемы. Воздействие промышленного освоения недр Ямала на жизнь коренного населения стало доминирующей темой в литературе Севера 70-80 гг. ХХ века. Спасение родной природы с одной стороны и необходимость разработки недр с другой стали источником этической и эстетической раздвоенности и противоречивости произведений северных писателей.

9. Осмысление изменений, которые произошли в сознании коренных народов в связи с распадом советской системы. Семьдесят лет идеологического давления не прошли бесследно, под его воздействием сформировалось первое поколение национальной интеллигенции, которое в настоящее время мучительно ищет выходы из сложившейся ситуации. Одни видят спасение в возвращении к истокам национальной культуры, другие пытаются совместить традиционные ценности, элементы христианского учения и новый уровень технологического прогресса.

10. Прогноз перспектив дальнейшего развития духовной и материальной культуры коренных народов Ямала в ХХI веке. Эта тема в литературе писателей Севера пока не лежит на поверхности текста, четко обозначенной положительной программы действий пока не выдвинул никто, и нужен достаточно скрупулезный литературоведческий анализ, чтобы «от противного» понять чаяния и устремления коренного жителя.

Все эти проблемы должны изучаться в комплексе исследований историков, социологов, философов, этнографов, психологов, культурологов и литературоведов. Получить более или менее исчерпывающие ответы на эти вопросы, видимо, удастся ещё не скоро, необходима историческая дистанция для их осмысления, однако начинать эту работу необходимо.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является рассмотрение части вышеупомянутых проблем с точки зрения их литературной интерпретации в произведениях писателей, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Понятно, что литература не может дать объективные и всеобъемлющие ответы на все поставленные вопросы, более того, искусство вообще не призвано отвечать на вопросы, оно скорее их ставит. Тем не менее, именно писатели и художники нередко раньше, чем историки и учёные, подмечают горячие, животрепещущие проблемы времени и дают свои субъективные, но нередко провидческие оценки действительности. Литературоведческий анализ артефакта позволяет сделать достаточно глубокие выводы, касающиеся как материальной, так и, в первую очередь, духовной жизни социума и индивидуума.

В более узком, литературоведческом аспекте целью исследования стало доказательство положения о том, что развитие литературы коренных народов Ямала так или иначе, в большей или меньшей степени, с теми или иными поправками, но всё же подчиняется общим закономерностям развития литературы в России и в мире. Имеется в виду тенденция к индивидуализации и субъективизации литературного творчества, к доминированию символико-концептуального метода изображения действительности, к углублению психологического анализа, обновлению художественной формы и усложнению поэтических средств.

Отсюда вытекают основные литературоведческие задачи работы:

1. Анализ генезиса, формирования и развития литератур коренных народов Ямала на протяжении ХХ века.

2. Объяснение причин ретардации литературного процесса на Ямале и ускоренного его развития во второй половине ХХ века.

3. Истолкование роли мифологической составляющей в произведениях литературы коренных народов Ямала.

4. Классификация произведений писателей Ямала в соответствии с традиционной градацией литературного процесса на направления и течения.

5. Коррекция устоявшихся представлений о жанровой системе литературы коренных народов Ямала и ее теоретическое обоснование.

Итоги реализации:

Проведены презентации для представителей кавказских и среднеазиатских диаспор, в национальной библиотеке ЯНАО, в колледжах и других учебных заведениях ЯНАО. Монография распространяется по учебным заведениям и библиотекам округа. Так как монография поступила из издательства в декабре, а в ЯНАО только самолётное сообщение, пока монография распространяется в электронном варианте до момента финансирования в феврале.