Первая премия в области национальной географии, экологии, сохранения и
популяризации природного и историко-культурного наследия России
Борт Тюрикова. Возвращение!
Борт Тюрикова. Возвращение!
Красноярский край
Сложно переоценить общественно-патриотическую значимость проекта «Борт Тюрикова. Возвращение!». Он вызвал огромный интерес как в России, так и за её пределами. Он объединил тысячи людей, искренне любящих историю своей страны, и доказал, что для них нет ничего невозможного! Благодаря международной экспедиции, удалось эвакуировать легендарный самолёт С-47 «Дуглас», совершивший аварийную посадку прямо в тундре Таймыра в 1947 году. Теперь самолёт, имеющий огромную историческую ценность как участник программы ленд-лиза «АлСиб» (Аляска-Сибирь), будет восстановлен и станет одним из уникальных экспонатов «Музея освоения Русского Севера».
Проголосовало:

Авторы проекта:

Экспедиционный центр РГО в Сибирском федеральном округе

Номинация:

Путешествие и экспедиция

Наименование проекта:

Борт Тюрикова. Возвращение!

Описание проекта:

23 апреля 1947 года на севере Красноярского края, на Таймыре, в 180 км от поселка Волочанка, на болоте в тундре совершил аварийную посадку самолет американского производства С-47, полученный по ленд-лизу 12 марта 1943 года. Из-за невозможности эвакуации в то время, он был списан и оставлен на месте аварии. Самолет имеет огромную историческую ценность: участник ленд-лиза по Красноярской воздушной трассе (АлСиб), участник проводки караванов по северному морскому пути, самолета этой модели нет ни в одном музее России. Вся историческая документация по самолету сохранилась, можно отследить «жизнь» самолета на русской земле с первого дня до дня эвакуации пассажиров, находившихся в аварийном самолете. Командир воздушного судна совершил героический поступок, посадив самолет в тундре, оставшись в живых и сохранив жизни всем пассажирам и членам экипажа.

Необходимость эвакуации была обусловлена еще и тем, что самолет станет одним из уникальных экспонатов «Музея освоения Русского Севера», который планируется к созданию в городе Красноярске.

Серьезная и систематическая подготовка к экспедиции началась в апреле 2016 года. Основные направления деятельности — это получение необходимых разрешений, формирование команды, закупка оборудования и снаряжения, проработка маршрута, логистики перевозок оборудования и эвакуации, взаимодействие с партнерами, администрацией Таймырского округа, МЧС. Кроме того масса других, больших и маленьких дел, в том числе авиа-разведка, заброска к месту аварии десятков бочек с топливом для вертолета и генераторов.

Состав экспедиции: Члены ЭЦ РГО СФО, спасатели МЧС, геологи-преподаватели СФУ, поисковики мемориальных мест падения самолетов времен ВОВ, пилоты и авиатехники авиакомпании «Аэрогео», частные пилоты, опытные полярники-тундровики, фотографы, журналисты.

Благодаря участию гражданина США Глена Мосса, экспедиция приобрела статус международной. Он уже был знаком и с нашей командой, и жителям Красноярска по перелету «АЛСИБ 2015» на двух самолетах С-47 по Красноярской воздушной трассе в июле-августе 2015 года. Опыт Глена Мосса, налетавшего за штурвалом «Дугласа» тысячи часов, лично участвовавшего в разборке, ремонте, обслуживании такого же самолета, очень помог при разборке самолета. Работы по погрузке оборудования экспедиции на баржу производились круглые сутки, чтобы успеть доставить груз по высокой воде в озере Пясино и реке Пясина. Разгрузка баржи производилась с помощью вертолета Ми-8Т в ночное время, несмотря на сильный ветер и дождь. Команда постоянно работала слаженно и с большим душевным подъемом, несмотря на жесткие погодные условия и то, что многие члены команды ранее не были знакомы и притирка происходила по ходу выполнения задач. Все горели желанием быстрее прикоснуться к легендарному самолету и начать его разборку по штатной схеме. Выбор грузоподъемного механизма — дюралевого разборного крана на 1,5 тонны показал свою эффективность в работе. Дюймовый и специальный инструмент также был подобран правильно и разборка самолета производилась согласно технической документации быстро и грамотно. Состояние металлических конструкций вселяло надежду на успешный результат разборочных работ. Работы производились с раннего утра до позднего вечера, несмотря на сильный холодный пронизывающий северный ветер с дождем. Причиной эффективных работ был оптимизм, высокий духовный уровень и энтузиазм участников экспедиции. Уникальные операции по разборке и последующей транспортировке частей самолета на внешней подвеске вертолета Ми-8Т до баржи на реке Пясина удачно были выполнены, благодаря правильному комплекту грузоподъемного оборудования и высокой слаженности и мастерству летного состава экспедиции. Следует отметить редкую заинтересованность и слаженные действия всех без исключения подрядчиков работ по перевозке и неоднократной перегрузке частей самолета и оборудования экспедиции. Это работники МП «Таймыр», Норильского комбината, Дудинского речного порта, Енисейского речного Пароходства, предприятия — автоперевозчики.

География проекта:

Красноярский край.

Партнеры проекты: ПАО «Полюс», Угледобывающая компания СУЭК, ПАО ГМК «Норильский никель», Енисейское речное пароходство, Авиакомпания «АэроГео», Координационно-Информационный Центр государств-участников СНГ по сближению регуляторных практик.

Цели и задачи:

Эвакуация самолета С-47 «Дуглас», совершившего аварийную посадку в 1947 году, с полуострова Таймыр в г. Красноярск.

Итоги реализации:

К началу августа основная работа по подготовке была закончена. Продовольствие, специальные палатки, 5 тонн оборудования и инструментов, 8 кубометров пиломатериалов, 78 бочек с ГСМ — все было загружено на баржу и отправилось в Дудинку.

5 августа к самолету прилетели представители вышеперечисленных предприятий, председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Викторович Усс, присутствовали родственники погибших летчиков — командира корабля М.Д. Тюрикова (дочь Авилина Максимовна Анциферова) и бортрадиста А.Д. Смирнова (зять Дмитрий Олегович Скобелев). На месте аварии гостями и членами экспедиции был установлен памятный знак погибшим пилотам.

Первый же внимательный осмотр показал, что самолет, выпуска 1943 года можно разбирать, согласно имеющейся технической оригинальной документации, разбирался абсолютно штатно. Он не сгнил и практически не имел коррозии. Основная часть крепежных элементов отвернулась ключами и гайковертами. Лишь некоторые винты и болтовые соединения, сильно испорченные коррозией, пришлось срезать, причем это сделали так аккуратно, что разделяемые детали при этом не получили никаких повреждений. Все разбираемые узлы и детали фотографировались и фиксировались на видео, для транспортировки тяжелых агрегатов (двигателей) были изготовлены специальные подставки в виде саней с узлами крепления.

Кроме разборки самолета, члены экспедиции внимательно обследовали всю территорию вокруг места аварии, и нашли много интересных вещей, имеющих к ней непосредственное отношение. Некоторые раритеты сохранились в хорошем состоянии.

Детали самолета тщательно упаковали и подготовили к транспортировке:

— фюзеляж без дополнительных повреждений и утрат, все отделяемые части с нижней поверхности демонтировано аккуратно;

— центроплан с шасси. Повреждения незначительны и исправимы;

— два двигателя, в комплектации близкой к полной, без повреждений, незначительные утраты навесного оборудования;

— два винта, один в идеальном состоянии, с родной окраской, всеми обозначениями и знаками производителя;

— хвостовое оперение, в состоянии средней сохранности, стабилизатор требует правки, рули требуют незначительного ремонта дюралевого каркаса и полной замены тканевых поверхностей в плохом состоянии;

— отъемные части крыльев в полной комплектации;

— контейнер различных мелких деталей и фрагментов конструкции и оборудования самолета, выкопанных из тундры вокруг места аварии — радиооборудование из рубки радиста, печи для обогрева двигателей и т. д.

Экспедиции был предоставлен вертолет Ми-8Т авиакомпании «АэроГео». Экипаж вертолета показал высочайший профессионализм, работая в сложных метеоусловиях с крупногабаритными грузами на внешней подвеске, еще и с первого же дня присоединился к непосредственной разборке самолета, помогая и полезным советом, и физической силой.

Разобранный самолет, с помощью вертолета, по частям был перенесен на внешней подвеске на баржу на реке Пясина. Дальнейшая транспортировка — на барже до гидропорта Валёк, там — перегрузка и транспортировка до Дудинки, снова перегрузка на теплоход и рейс по Енисею до Красноярска. Члены экспедиции вернулись в Красноярск 16 августа, теплоход с разобранным самолетом — 29 августа.

В настоящее время самолет в разобранном виде находится на площадке ЭЦ РГО в СФО в Красноярске. К восстановительным работам группа специалистов готова приступить, как только решится вопрос с установкой ангара для этих работ. Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов «Музея освоения Русского Севера», который планируется создать в Красноярске.