Поморский карбас: пример практического мореходства
Поморский карбас: пример практического мореходства
Архангельская область
Яхтсмены, увлеченные морем практики, строят традиционное поморское судно — карбас. Строят такой парусный карбас, который уже не делают на Поморье, но макет которого по счастливому стечению обстоятельств сохранился в Архангельском краеведческом музее.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Авторы проекта:

Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики».

Номинация:

Просвещение.

Наименование проекта:

Поморский карбас: пример практического мореходства.

Описание проекта:

Яхтсмены, увлеченные морем практики, строят традиционное поморское судно — карбас. Руководит стройкой мастер народного судостроения из из села Лешуконское (Архангельская область, Лешуконский район). Строят такой парусный карбас, который уже не делают на Поморье, но макет которого по счастливому стечению обстоятельств сохранился в Архангельском краеведческом музее.

Формат стройки как был в старину — быстрый и практичный. Это необходимое условие того, чтобы не увлечься искусственной стороной музейной реконструкции. Длинна карбаса 7,5 метра, ширина 2,2 метра, это открытое парусно-гребное судно, рассчитанное на экипаж 4-6 человек.

Через 17 дней после начала стройки карбас «Вашка», получивший имя притока реки, на берегу которой шло строительство спускают на воду.

На следующий день морские практики отправляются в первое плавание.

За десять ходовых дней пройдено 780 км по маршруту Лешуконское — река Мезень — Горло Белого моря — Соловецкие острова.

На протяжении всего проекта ведутся репортажи, снимается фильм.

География проекта:

Архангельска область: село Лешуконское (Лешуконскийрайон) — реке Мезень — Мезенская губа — Горло Белого моря — Зимний и Летний берег Двинского залива — Соловецкие острова.

Цели и задачи:

Цель проекта: повышение образованности в области историко-культурного наследия Русского Севера. Популяризация знаний о морской культуре, народном судостроении на примере строительства традиционного судна и плавания на нем по Белому морю. Освещение проекта с помощью современных медиа-технологий.

Задачи проекта:

— Проведение полевого практикума по строительству поморского карбаса с целью исследования, изучения и обучения навыкам традиционного поморского судостроения.

— Организация и проведение плавания по реке Мезень в Мезенскую губу, Горло Белого моря, через Зимний и Летний берег Двинского залива на Соловецкие острова.

— Съемка фильма-исследования «Поморский карбас». Запечатление традиции, исчезающей, но дожившей до наших дней.

— Публикации дневника стройки карбаса и судового журнала плавания в режиме реального времени на сайте проекта «Поморский карбас» — http://seapractic.ru/flot/karbas/ — и в социальных сетях.

— Информационное сопровождение региональными и федеральными СМИ.

— Проведение лекториев и интерактивных встреч с целью популяризации знаний о морской культуре и народном судостроении Русского Севера.

Итоги реализации:

— Мастер-класс по строительству поморского карбаса.

— Ходовые испытания нового карбаса в Белом море.

— Фильм «Поморский карбас».

В первой части фильма проведена фото и видео фиксация технологии строительства карбаса. Велась круглосуточная съемка строительной площадки, регулярно записывались интервью с участниками проекта. Вторая часть фильма посвящена ходовым испытаниям нового судна в непростых условиях плавания по Крайнему Северу. Особое внимание уделялась плаванию под парусами, навигационным характеристикам карбаса. Исследовался формат путешествия на таком типе судна по Белому морю.

— Популяризация традиционной поморской культуры судостроения и судоходства.

Он-лайн дневник стройки карбаса и судовой журнал плавания стали объектом внимания и обсуждения широкого круга пользователей сети Интернет. Проект получил поддержку со стороны широкого круга яхтсменов и людей, увлеченных морскими путешествиями, способствовал формированию интереса к Поморью — первой морской культуре России со своим опытом, языком, традициями.

— Внимание СМИ.

Проект получил широкое освещение в СМИ, среди которых серия материалов в Российской Газете и в журнале Родина, публикуемые специальным корреспондентом Артемом Локаловым непосредственно с места событий. Региональные издания и телевизионные каналы также обеспечивали информационное сопровождение проекта.

— Поддержка со стороны властных структур.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов поддержал идею возрождения северных традиций кораблестроения. На встрече с участниками проекта Игорь Анатольевич подчеркнул, что «проект стал событием для культуры Архангельской области. Его нужно поддержать, создать условия для дальнейшей реализации. Народное судостроение должно стать брендом Поморья».

— Формирование бренда «Поморский карбас»

Проект стал основанием для создания нового культурно-исторического бренда Русского Севера. Бренд «Поморский карбас» может стать необходимым элементом осмысления культуры мореплавания на Белом море.

— Научно-экспериментальная составляющая проекта

Одним из основных вопросов, которые ставили перед собой организаторы проекта, был вопрос о парусном вооружении карбаса. Современные карбасы ходят на моторе или веслах: у них широкий, скуластый корпус, устойчивый на волне, но с недостаточной площадью бокового сечения. Музейная модель представляла собой парусный вариант карбаса: острая, клиновидная форма корпуса, высокий навесной фальшкиль. Мастер проекта, В.П. Кузнецов, изначально сомневался в мореходности такого узкого (прогонистого) корпуса, но вместе участники проекта приняли решение не отступать от формы модели и построить её точную копию. Кроме того, парусное вооружение модели казалось недостаточным. И опять, несмотря на сомнения, участники проекта сохранили и перенесли пропорции парусов от модели на строящееся судно.

В процессе эксплуатации карбаса выяснилось, что большую проблему на неглубоких, обсыхающих стоянках представляет навесной фальшкиль. На малой воде карбас ложился бортом и не мог встать с следующим приливом. Это натолкнуло на мысль о том, что карбас должен был базироваться у причала или понтона. Таких мест на Белом море немного. Беря во внимание клиновидный, недостаточно развалистый, а значит не достаточно мореходным корпус, участники проекта сделали вывод: построенный карбас — это судно класса «река-море». Размер парусов, который показался недостаточным вначале, наоборот, оказался оптимальным: карбас лёгок на ходу, уверенно лавируется и не лежит на руле.

На Северной Двине существовала, и сейчас существует, самая старая в России лоцманская служба, которой недавно исполнилось 400 лет. Так участники пришли к выводу о том, построенный карбас можно классифицировать как «лоцманский катер». Такое судно базируется у плавучего понтона, то есть не обсыхает, служит для выхода на рейд и доставки на прибывшие суда лоцманов. Также, возможно, постороенный карбас мог быть разъездным судном для быстрой доставки людей и груза.

«Вашка» отлично подходит для походов компании из трех-пяти человек по акватории закрытых заливов и озер, таких как Онежское или Ладожское, на реках.

— Лектории и интерактивные встречи с рассказом о проекте «Поморский карбас»:

— Лекторий «Поморский карбас: пример практического мореходства» в Северном морском музее (Архангельск)

— Круглый стол с губернатором Архангельской области И.А. Орловым в Северном морском музее (Архангельск)

— Интерактивная встреча в Соловецком Морском музее (Соловецкие о-ва)

— Лекторий «Поморский карбас: пример практического мореходства» в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова (Архангельск)