«Живые уроки» в военно-историческом лагере «Бородино-2018»
«Живые уроки» в военно-историческом лагере «Бородино-2018»
Московская область
Воспитание патриотического, нравственного, эстетического, исторического сознания школьников, основанного на совокупности знаний по истории, литературе, культуре для дальнейшего сохранения и бережного использования историко-культурного наследия России.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник»

Номинация:

Просвещение

Наименование проекта:

«Живые уроки» в военно-историческом лагере «Бородино-2018»

Описание проекта:

Проект начал зарождаться в 2012 году. Тогда первая группа школьников приехала на Бородинское поле в количестве 30 человек. Первая задача, которая была поставлена руководителями – переночевать в палатках и пройди пешком по местам боев двух Отечественных войн. На следующий год участников этой экспедиции стало около 100 человек. Еще через год это были уже исторические сборы с участием кадетских классов и обширной программой по истории.
В 2018 году проект «Живые уроки» в летнем детском военно-историческом лагере «Бородино» проводился для детей 12-16 лет, приехавших из 42 регионов России. Были проведены 4 смены по 12 дней. 
Открытие и закрытие смен проходило у Главного монумента на Батарее Раевского и включало в себя Торжественный церемониал, вынос знамен и возложение цветов. В течение смены ребята знакомились с 6 экспозициями:
- исторические – «Славься ввек, Бородино!» (1812 г.), «Бородино в годы Великой Отечественной войны» (1941 г.), «Вехи истории» (история Бородинского музея в контексте истории России);
- художественные – «Военная галерея Бородинского поля» (портреты участников Бородинского сражения)
- литературные – «Герои романа «Война и мир» Л.Н. Толстого на Бородинском поле»;
- мемориальные – «Дом музей игумении Марии» (вдова генерала А.Н. Тучкова, основавшая Спасо-Бородинский монастырь на месте гибели мужа).
В сопровождении экскурсоводов ребята участвовали в 6 квест-экскурсиях по памятным местам Бородинского поля с осмотром памятников. Протяженность каждого квеста – 1,5 – 2 км. 
Проводились занятия на местности по экологическим тропам, спортивному ориентированию, занятия на интерактивных площадках-биваках с «погружением» в эпоху (обучение приемам хождения в пехотном строю, владения муляжами холодного и огнестрельного оружия, искусству пошива и ношения предметов военной формы, снаряжения, оказания медицинской помощи в полевых военных условиях и мн.др.),
В вечерней программе – викторины, лекции и беседы у костра с интересными людьми, Героями России, православными священниками. 
По завершению смены ребята получили дипломы, благодарственные письма, грамоты и первую награду – памятную медаль, как свидетельство духовного и физического возмужания.  

География проекта:

Заявки на участие были получены из 42 регионов Российской Федерации.

Цели и задачи:

Воспитание патриотического, нравственного, эстетического, исторического сознания школьников, основанного на совокупности знаний по истории, литературе, культуре для дальнейшего сохранения и бережного использования историко-культурного наследия России.

Используя музейные коллекции, культурно-исторический ландшафт Бородинского поля, новые формы подачи материала пробудить интерес у школьников к нашей истории, к доблести наших предков, к чести и мужеству солдат, исполнявших свой воинский долг, к памяти людей, защищавших свою Родину. 

Итоги реализации:

В 2018 году в проекте приняли участие: 1 смена – 1200 школьников, во 2-4 сменах – по 400 человек. Всего в проекте 2018 года участвовали 2400 школьников.
Включение исторических лагерей в Национальный проект «Культура 2019-2024 г.г.» - Федеральный проект «Творческие люди».