Научно-просветительская экспедиция и молодежная школа «Плавучий университет академика И.И. Лепехина в Поволжье»
Научно-просветительская экспедиция и молодежная школа «Плавучий университет академика И.И. Лепехина в Поволжье»
Москва
Проект научно-просветительской экспедиции и молодежной школы посвящен крупной юбилейной дате в отечественной науке – 250-летию деятельности отряда Ивана Ивановича Лепехина в Поволжье.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

 

А.В. Иванов, О.Н. Соломина, Д.Ф. Аяцков, В.В. Кузнецова, К.С. Никогосян, Е.Г. Романова, Н.С. Семеняк, А.Г. Хропов, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.А. Яшков

 

Номинация:

 

Просвещение

 

Наименование проекта:

 

Научно-просветительская экспедиция и молодежная школа «Плавучий университет академика И.И. Лепехина в Поволжье»

 

Описание проекта:

 

Проект научно-просветительской экспедиции и молодежной школы посвящен крупной юбилейной дате в отечественной науке – 250-летию деятельности отряда Ивана Ивановича Лепехина в Поволжье. Имя ученого и значение его исследований для развития российской фундаментальной науки очевидны – будучи учеником М.В. Ломоносова, академик И.И. Лепехин в числе нескольких всемирно известных европейских путешественников (П.С. Палласа, И.П. Фалька и др.) в течение 1768-1774 гг. участвовал в реализации замысла императрицы Екатерины Великой – Больших академических экспедиций, в ходе которых внимание путешественников было направлено на познание особенностей геологического строения, рельефа, ландшафта, флоры и фауны территорий; на анализ сельской и городской инфраструктуры, экономики населенных пунктов, сельского хозяйства; на изучение народных обычаев и традиций местного населения. Старт этих экспедиций во многом расширил взгляд мирового сообщества на природные и государственные особенности России.

Сегодня, спустя 250 лет после работы экспедиций, очевидна необходимость сохранения (а во многом – воскрешения) исторической памяти о единственном российском ученом – руководителе экспедиционного отряда.

Классический вариант «плавучего университета», совмещающий научные и образовательные формы взаимодействия ученых и студентов и получивший сегодня мощное развитие в российской экспедиционной практике, был расширен ключевой новацией – просвещением населения, в первую очередь, обучающейся молодежи в населенных пунктах по маршруту проекта. Для таких категорий граждан как студенты университетов и школьники был разработан и реализован учебный план молодежной школы, которая состоялась в рамках экспедиционного проекта непосредственно на природных и природно-социальных объектах. Для реализации мероприятия были приглашены известные ученые – представители университетской и академической науки России в области географии, истории, экологии, социологии и др. наук.

Коллективом исполнителей осуществлена съемка научно-популярного фильма, иллюстрирующего документальную реконструкцию путешествия И.И. Лепехина и описание динамики природных, социокультурных и урбанистических процессов, а также выявление существующих и потенциальных маршрутов познавательного и экологического туризма.

Непосредственно по завершению собственно экспедиционного этапа полученный опыт широко задействован в широком просветительском поле – предложены: а) идея создания скульптурной композиции в селе Лепехинка Краснокутского района Саратовской области (единственном в России населенном пункте, носящем имя натуралиста) и б) рекомендации муниципальным и региональным властям по включению знаний о деятельности отряда академика И.И. Лепехина в региональную образовательную компоненту. Это позволит не просто обратить внимание на памятную дату 250-летия Больших академических экспедиций, но и стимулировать дальнейшее осмысление ключевого историко-географического события XVIII века в развитии Среднего и Нижнего Поволжья и его роли в XXI веке как одного из краеведческих ресурсов и туристических брендов региона.

Комплекс мер и мероприятий экспедиционного проекта позволил не просто обратить внимание на памятную дату 250-летия Больших академических экспедиций, но и придать импульс дальнейшему осмыслению результатов экспедиций, упрочнению (во многом – воскрешению) исторической памяти о наших великих предшественниках в региональном и общегосударственном масштабе.

Молодежная школа в формате экспедиции – уникальный жанр, позволяющий выполнять важные социальные задачи: формирование живого диалога между обучающейся молодежью (студентами и школьниками) и представителями университетской и академической науки непосредственно у природных и социально-природных объектов, направленного на развитие потенциала высокой географической и исторической культуры и просвещения.

Одним из наиболее актуальных социальных эффектов является направленность проекта на популяризацию географических и историко-патриотических знаний, научно-исследовательской деятельности в сфере наук о Земле, на стимулирование общественного внимания к природоохранной деятельности. Важность этого подчеркнул Президент России Владимир Путин в своем выступлении на церемонии вручения Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России» 07 декабря 2018 года: «… Это очень интересно, захватывающе и очень полезно. Потому что такая работа позволяет нам понять, кто мы такие, откуда и куда мы идём. Это позволяет нам быть крепче изнутри. Это очень важно, это и есть один из элементов национальной идентичности.

Единственное, о чём стоит пожалеть, – о том, что о результатах вашей работы и ваших коллег мы очень мало знаем. Работа проведена – надо шире это распространять. Так же надо воспитывать на материалах, которые вы делаете, наших людей всех возрастов. Чрезвычайно важно».

Таким образом, проект призван способствовать активизации познавательного и экологического туризма в регионе, повышению интереса к объектам культуры и природы территории Среднего и Нижнего Поволжья.

Кроме того, распространение научного мировоззрения, экологического мышления, повышение интереса к истории науки, к национальным природно-культурным памятникам – актуальные социальные задачи, стоящие перед российским обществом. Реализация проекта способствовала расширению у общественности знаний по эколого-исторической и географической проблематике. Короткометражный научно-популярный фильм, в частности, придал новый импульс развитию образовательной, музейно-просветительской, туристической и краеведческой деятельности в регионе.

Полевые работы экспедиции 2019 года были сосредоточены в Самарско-Волгоградском Поволжье и Подонье с особым вниманием к территории междуречья Волги и Медведицы. Конфигурация сети основных водных и автомобильных маршрутов определялась путями продвижения отряда И.И. Лепехина, а также основными объектами его исследований. Отряд И.И. Лепехина продвигался от Сызрани до Саратова по Волге, до Ахмата вдоль волжского побережья с последующим уходом на Иловлю. Вдоль этой реки отряд проследовал до впадения в Дон (с ответвлением на маршрут Камышин-Эльтон), с последующим движением снова к Волге до Царицына, Сарепты и далее вниз по течению. Таким образом, ровно 250 лет назад этот выдающийся ученый в составе Больших академических экспедиций (1768-1774) впервые комплексно изучил регион – от геологического строения до системы поселений.

Отличительной особенностью экспедиции являлась организация серии тренинговых молодежных проектов в формате «плавучей школы». По специально разработанному учебному плану и научно-методическим материалам приглашенные ученые экспедиции осуществили совместную работу со студенческой и школьной молодежью по принципу «обучение через исследования».

Полевые работы 2019 года были запланированы в два этапа. Первый осуществлен в мае на территории севера Саратовской и юге Самарской областей. Второй был реализован в июле и охватил Саратовско-Волгоградское Поволжье и Подонье. Наиболее масштабные научно-просветительские мероприятия прошли в районе с. Нижняя Банновка Саратовской области и городе Камышин Волгоградской области.

Экспедиция осуществлена при поддержке Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского», Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Службы спасения Саратовской области, АО «Газпроммаш» (г. Саратов), Саратовской областной Думы, Ассоциации плавучих университетов, ООО «Газпром трансгаз Саратов», Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, Молодежного клуба Русского географического общества «Новое поколение» (г. Камышин), Администрации городского округа – города Камышина, Камышинской городской Думы, Центра детского и юношеского туризма и краеведения Камышина, Камышинского историко-краеведческого музея, Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова; лично судовладельца Вячеслава Анатольевича Барандеева и личного состава научно-исследовательских судов «Бриз» и «Славутич» и других организаций.

 

География проекта:

 

Коллектив исполнителей проекта осуществил комплекс заранее спланированных водных и сухопутных маршрутов на водомоторном и автомобильном транспорте, а также пешим порядком по населенным пунктам и природным объектам, которые исследовал в Поволжье 250 лет назад отряд БАЭ под руководством российского натуралиста И.И. Лепехина. Центральным пунктом базирования коллектива являлись суда, продвигающиеся по акватории р. Волги (в пределах акватории Волгоградского водохранилища) от порта г. Саратова на север до с. Новодевичье Самарской области (где в мае 1769 года собрались все «Оренбургские» отряды) и юг – до порта г. Волгограда и обратно.

Общая протяженность водного маршрута по фарватеру реки и пеших маршрутов по береговым участкам составила около 1000 км. Магистральный маршрут прошел по территориям Самарской, Саратовской и Волгоградской областей.

Общественные научно-просветительские мероприятия были организованы для населения 2 областных центров, 5 городских поселений и более 25 сельских поселений, расположенных на маршруте экспедиции.

Особое внимание было уделено организации мероприятий в селе Лепехинка Краснокутского района Саратовской области, названного в честь путешественника И.И. Лепехина уже в XX веке.

 

Цели и задачи:

 

Целью экспедиционного проекта являлась организация научно-просветительской экспедиции и молодежной школы с всесторонней популяризацией знаний о выдающемся ученом-натуралисте XVIII века Иване Ивановиче Лепехине среди обучающейся молодежи и подготовкой научно-популярного фильма, призванного раскрыть уникальность Больших академических экспедиций 1768-1774 гг. как первого опыта комплексной оценки природных, социальных и культурно-исторических особенностей наследия России, к которому трепетное внимание руководства страны было обращено как в XVIII веке, так и особенно сегодня.

Ключевые задачи проекта:

1) организация и проведение научно-просветительской экспедиции по маршруту путешествий отряда ученого-натуралиста в 1769 г. по территории Самарской, Саратовской и Волгоградской областей;

2) междисциплинарный анализ в ходе маршрутов непосредственно на местности трудов И.И. Лепехина как с позиций истории науки, так и в свете динамики регионов. Выполнение этой задачи осуществлялось совместно с учеными Института географии РАН, Института ботаники РАН, Высшей школы экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, СГТУ имени Ю.А. Гагарина, Государственного университета по землеустройству (Москва) и других организаций;

3) организация и проведение молодежной школы с чтением приглашенными учеными из университетов и РАН уникальных авторских лекториев, проведением мастер-классов на природно-антропогенных объектах, направленных на развитие потенциала историко-географических знаний и патриотическое воспитание.

 

Итоги реализации:

 

Научно-просветительская экспедиция позволила, первую очередь, получить фундаментные и прикладные материалы в области наук о Земле, истории науки, социологии и урбанистики. Так, проведены реконструкции летописи изменений климата последних столетий и заложены основы изучения климата в историческое время в регионе. С позиций истории географической науки собраны сведения о трансформации населенных пунктов и природных территорий: в основу анализа были положены сведения И.И. Лепехина (из его знаменитого труда «Дневные записки путешествия… , 1771) и полевые наблюдения с данными социологических опросов, проведенных участниками экспедиции.

Во-вторых, выполнение проекта научно-просветительской экспедиции и молодежной школы позволило обратить внимание широкой общественности на памятную дату 250-летия Больших академических экспедиций и придать импульс дальнейшему осмыслению ключевого историко-географического события XVIII века в развитии Саратовского и Волгоградского Поволжья и его роли в XXI веке как одного из краеведческих ресурсов и туристических брендов Среднего и Нижнего Поволжья.

Во-третьих, авторами разработаны предложения для органов муниципальной и региональной власти по системе увековечивания и поддержки исторической памяти о личности И.И. Лепехина и Больших академических экспедиций в качестве комплекса логически взаимосвязанных элементов – памятной доски в с. Лепехинка Краснокутского района Саратовской области, памятника (бюста) в городе Красный Кут Саратовской области и памятника (скульптурной группы) Большим академическим экспедициям в г. Саратове.

В-четвертых, созданный короткометражный научно-популярный фильм размещен на сервисе youtube.com на канале «Научное путешествие»: https://www.youtube.com/watch?v=n-EItiG8BR8&t=1s, распространен в популярных группах социальных сетей и презентован на просветительских мероприятиях «Всероссийского фестиваля науки» и «Днях Флотилии плавучих университетов». Кроме этого, по результатам экспедиции материалы итогового пресс-релиза были опубликованы более чем в 30 СМИ (новостные интернет-ресурсы, сайты учреждений-организаторов и партнеров, газеты и журналы и др.).

Обобщая результаты экспедиционного проекта, можно отметить, что опыт коллектива исполнителей данного проекта по реализации научных, образовательных и просветительских мероприятий, а также пилотные выезды и общение с населением указанных территорий показали, что существует проблема разрыва краеведческой информации и знаний по истории науки вследствие естественной смены поколений, смены образовательных компонентов, отсутствия целенаправленных управленческих и общественно-просветительских действий. Это доказывает необходимость повышения уровня знаний у обучающейся молодежи и широких слоев населения об известных в мировой исследовательской практике Больших академических экспедициях, которые способствовали получению нового знания и повышению скудных представлений о географии и экономике Поволжья в XVIII веке.

Очевидно, что экспедиция и молодежная школа способны вызвать многосторонний эффект и запустить комплекс саморазвивающихся механизмов в деле образования и просвещения молодежи, патриотического воспитания на примере роли отечественного ученого в деле изучения территории России. Но наиболее продуктивным вариантом получения нового знания могут стать в системе школьного образования внеурочные мероприятия или специализированные уроки географии (обществознания), тематика которых раскрывает до сих пор малоизвестные страницы Больших академических экспедиций в России и роли личности ученого в осмыслении ценного экспедиционного материала. Такие предложения направлены авторами проекта в адрес Министерства образования Саратовской области и других представителей региональной и муниципальной власти населенных пунктов по маршруту экспедиции.

Кроме того, известно, что особую роль в деле патриотического воспитания молодежи играют сложившиеся в России и мире традиции увековечивания исторической памяти об известных путешественниках и экспедициях в виде различных мемориальных знаков – скульптурных композиций, памятников, бюстов, памятных досок и пр. Так, естествоиспытателям, возглавившим Большие академические экспедиции в России, посвящены различные мемориальные сюжеты: П. Палласу – скульптурная композиция в Палласовке Волгоградской области и памятник на могиле в Берлине, С. Гмелину – памятник на могиле в селении Каякент в Дагестане и стела в селе Гмелинка Волгоградской области. Имя академика Ивана Ивановича Лепехина до настоящего времени отражено лишь косвенно на ряде мемориальных досок. Поэтому, одним из важных компонентов патриотического воспитания и бережного отношения к исторической памяти у подрастающего поколения может служить разработка системы мемориальных знаков, посвященных российскому академику и путешественнику И.И. Лепехину в ряде населенных пунктов Саратовской области. Эти предложения направлены руководству Саратовской областной Думы и руководству Краснокутского муниципального района Саратовской области.

В 2020 году исполняется 280 лет со дня рождения российского натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепехина. Юбилейная дата будет широко отмечаться в рамках планируемой коллективом проекта научно-просветительской экспедиции и молодежной школы «Плавучий университет академика И.И. Лепехина в Поволжье».