Образцы книжного искусства: каталог изданий общенационального значения фонда «Возрождение Тобольска»
Образцы книжного искусства: каталог изданий общенационального значения фонда «Возрождение Тобольска»
Тюменская область

Настоящее издание представляет собой библиографическое описание наиболее выдающих произведений книжного искусства, «явленных миру» общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», возглавляемого А.Г. Елфимовым Также вниманию читателей предлагаются рецензии и отклики на эти книги известных отечественных литературоведов, писателей, искусствоведов, деятелей науки и культуры. Каталог построен по хронологическому принципу и носит научно-просветительский характер.

Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:


Автор издательского проекта Аркадий Григорьевич Елфимов; редактор-составитель, тексты – Юрий Петрович Перминов; художественное оформление – Василий Евгеньевич Валериус. – Тобольск: Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – 224 с.; цв. ил. 

 

Номинация:


Издание

 

Наименование проекта:

    

Образцы книжного искусства: каталог изданий общенационального значения фонда «Возрождение Тобольска»


Описание проекта:

 

Настоящее издание представляет собой библиографическое описание наиболее выдающих произведений книжного искусства, «явленных миру» общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», возглавляемого А.Г. Елфимовым Также вниманию читателей предлагаются рецензии и отклики на эти книги известных отечественных литературоведов, писателей, искусствоведов, деятелей науки и культуры. Каталог построен по хронологическому принципу и носит научно-просветительский характер.


Структура каталога «Образцы книжного искусства» продумана до мелочей, тексты отличаются не только академической насыщенностью, но и «живыми» деталями культурно-исторического бытия, доступным и в то же время небанальным литературным слогом. При этом внушительный иллюстративный ряд не отвлекает от чтения, а синтезирует новые и прежние знания, даёт зримое представление о судьбах многих выдающихся сынах и созидателях Отечества.


Искусство книги возведено в Фонде в основополагающий принцип: каждое издание – произведение книжного искусства. «Возрождение Тобольска» соединяет энциклопедический подход к публикуемым материалам с новаторскими дизайнерскими решениями. Это особый, сибирский стиль книгоиздания, предполагающий, что самым прекрасным местом не только в каждом городе, но и в каждом доме должна быть библиотека. Это нечто большее, чем просвещение – пропаганда культуры, наглядное воплощение девиза «книги – наше богатство».


Особое место в современном издательском процессе занимают уже всемирно известные, уникальные книги общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», созданного и возглавляемого популяризатором отечественной истории, просветителем возрожденческой мощи Аркадием Григорьевичем Елфимовым.


Одно из главных достижений фонда – издание всемирно известной «Чертёжной книги Сибири». Это ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращённый отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска». А факсимильным изданием одного из наиболее значительных памятников русской картографии – «Хорографической книги Сибири» С.У. Ремезова, первого географического атласа Сибири, фонд завершил публикацию всех трудов великого русского географа, художника, историка, картографа, зодчего. Шедевр картографического искусства, «Хорографическая книга Сибири», составлена Семёном Ремезовым в 1697 г., содержит бесценные сведения по этнографии, истории, экономике Сибири. Упорно пополнялась им с сыновьями Леонтием, Семёном, Иваном до 1711 г. Из предисловия: «сия херогравская чертежная книга сочинена царским повелением недалече от свободных наук». Одним из первых Ремезов ввёл унифицированные условные обозначения на легендах карт.


В начале XX в. «Хорографическая книга» – в коллекции графа Воронцова-Дашкова, с ней работал историк Л.С. Багров. В Гражданскую войну она исчезла. Постоянная историко-археографическая комиссия АН СССР вела интенсивные поиски. А в 1958 г. «Хорографическая книга» вдруг издаётся в Амстердаме. Скорее всего, эмигрируя, её прихватил Багров. Несмотря на низкое полиграфическое качество, часть амстердамского тиража куплена СССР и стала важнейшим источником по истории Сибири, российской картографии. Фонд «Возрождение Тобольска» счёл делом чести издание на русском языке книги знаменитого земляка. Оригинал, как выяснили, с 1956 г. хранится в Гуфтоновской библиотеке (Houghton Library) Гарвардского университета. Двенадцать лет переговоров с Гарвардом. Не помогли ни значительные (для тоболяков) собранные денежные средства, ни ходатайства известного земляка, президента РАН Юрия Осипова. Но случай… Молодой американский историк приехал работать в Тобольский архив и, оценив добрую сибирскую открытость, помощь в работе, вернувшись в США, развил бурную деятельность, познакомил Елфимова с нужными людьми, и сделка, наконец, состоялась. В 2011 г. «Хорографическая книга» была издана, а в 2020 г. вместе с «Евангелием Достоевского», «Островом Сахалин» подарена Библиотеке Администрации Президента РФ.

   

Переиздание фондом Евангелия, подаренного Достоевскому в Сибири в Тобольске жёнами декабристов Фонвизиной и Анненковой, когда писатель следовал на каторгу в Омский острог, – событие мирового значения: Достоевский и Новый Завет – это удивительная история взаимоотношения великой личности и великой Книги, ярчайшая страница истории культуры России. Это факсимиле личного экземпляра Нового Завета и подробное описание отражений евангельского Слова в текстах Достоевского. Выполнено достоеведами с мировым именем В.Н. Захаровым, Б.Н. Тихомировым и главным хранителем, исследователем книжных сокровищ Российской государственной библиотеки В.Ф. Молчановым.

     

Издания фонда вполне отвечают критериям, высказанным историком, профессором Михаилом Ростовцевым в начале XX в. по отношению к современному ему книгоиздателю И.Д. Сытину. Профессор, понимая книгу, как инструмент просвещения народа, говорил: «Книга – по содержанию – продукт идейного творчества, по форме она должна быть произведением искусства, независимо от иллюстраций и т.п., художественных обложек, книга сама по себе должна быть благородна и красива». Во многом понятие «благородство» отличает издания фонда «Возрождение Тобольска», прославившегося такими трудами, как многотомный, культурно-исторический альманах «Тобольск и вся Сибирь», факсимильные издание «Остров Сахалин» А.П. Чехова, художественный альбом «Галерея русской живописи» В.И. Большакова и мн. др. Благородство – качество, присущее человеку, обладающему высокой нравственностью, возвышенным отношением к жизни, даже святостью, также благородство подразумевает принадлежность к роду, передающему из поколения в поколение лучшие качества. Издания фонда, действительно, можно назвать родом, в котором у новых членов, т.е. в новых изданиях, свято соблюдается идейно-художественная традиция предшественников, что требует от создателей высокого духа и огромного вложения профессионального труда.


Немало открытий, поскольку великое пространство человеческих мыслей и эмоций вложили авторы и составители в томá, в совокупности представляющих собой срез не только большого пласта российской истории и культуры, но и воплощённого в ней национального мироощущения. Оставаясь во многих своих корневых чертах по-прежнему актуальным, это мироощущение может стать опорой и для следующих поколений россиян, сибиряков, которые в перспективе смогли бы заниматься аналогичной издательской и просветительской деятельностью. Но фундамент по определению должен быть весомым и основательным, и таким фундаментом уже совершенно определённо можно назвать библиотеку изданий, осуществлённых благотворительной организацией, возглавляемой Аркадием Елфимовым, что объёмно, цельно и ярко демонстрирует каталог «Образцы книжного искусства».

     

Выбор для каталога образцов книжного искусства, содеянных елфимовскими соратниками-созидателями, был невероятно труден, ибо категория общенационального значения применима к любому изданию этой общественно-благотворительной организации. При этом идея выйти за границы «классического» каталога, определяемого как совокупность расположенных по определённым правилам библиографических записей, также принадлежит издателю, а именно – представить под каждой «аннотированной карточкой» рецензии, размышления, появившиеся в печати в качестве откликов на выход книг фонда «Возрождение Тобольска». Иными словами, структурирование текстов в совокупности с иллюстрациями с целью создания более или менее, по словам автора художественно-философской (sic!) концепции и самого каталога, и ряда книг, вошедших в оный Василия Валериуса, «работоспособной информационной машины», каковой и должен быть каталог, было чрезвычайно трудной задачей:

 

«Казалось бы, должны присутствовать строго единообразные библиографические описания изданий. Что и имело место. НО! Наряду с такими описаниями текстовый корпус включал в себя множество совершенно разножанровых рецензий. Естественно, что соответствия текстов требованиям каталожного жанра ожидать не приходится.


С другой стороны, не получался и художественный альбом – слишком для этого много текста, картинки в нём тонут. Нужно было придумать пространственную форму, способную структурировать весь этот мешок описаний, комплиментарных рецензий, текстов около темы и неважного качества фотографиями [должно констатировать, что большинство из них, по разным причинам, сделаны не с расчётом на «нетленку», поэтому художник был вынужден заменить некоторые своими эскизами].

     

Выделяются три потока информации. 1. Изображения книг. 2. Библиографические описания. 3. Рецензии.

     

И отдельно, поверх всего этого, должна присутствовать навигационная система взаимосвязи и поиска элементов каталога.

     

Мне повезло почти сразу понять, что книга такая не может существовать, как один блок. Возникла идея принципиально ОТДЕЛИТЬ изобразительное пространство каталога от текстового. Так появились две книги под одним переплётом.

     

На правой стороне папки – листающийся на кольцах наверх – блок картинок с предельно лапидарными подписями. В левом поле этого блока присутствуют каталожные номера книг.

     

На левой стороне папки – листающийся обычным способом текстовой блок с рецензиями и библиографическими описаниями. В правом поле текстового блока присутствуют каталожные номера изданий. Каждая книга легко находится по такому номеру на регистровой высечке. (Как делалось в телефонных книгах). При этом номера изданий в изобразительном и в текстовом блоках оказываются строго друг против друга.

     

Таким образом, читатель разглядывает иллюстрационную часть каталога и – при необходимости – легко открывает по регистру библиографическое описание и корпус рецензий к этому изданию. Также на нужный корпус рецензий он попадает от названия книги с авантитула – по отточию, приводящему к нужной ступени высечки, на которой еще и крупный номер издания.

    

Про переплёт. На переплёте использована известная геометрическая схема построения формата полосы набора средневековой книги. Построение это обеспечивает жесткую пропорциональную зависимость полосы набора от формата книги. Это такое сакральное “тайное знание” мудрецов книжного дизайна. А разгадал эту старинную схему замечательный книжный художник ХХ века чех Ян Чихольд. Эта геометрическая игра стала как бы эмблемой книжной премудрости. “Аб” в оформлении – материализация понятия АЗБУКА, т.е. основа основ. Лавровая ветвь – это лавровая ветвь!»

     

Вот это и есть – наделение книги «дыханием жизни»! И когда художник говорит, что такое семантическое поле задал редактор, придумав название «Образцы книжного искусства», то надо понимать, что вспахал его многотрудными размышлениями издатель, а засеял своими, но «рифмующимися» с текстовым содержанием художественными смыслами, давшими благодатный урожай в виде уникального каталога, именно художник – Василий Валериус.

    

Не «украшательства» ради них самих, когда какой-нибудь фолиант очень уж похож на комнату с наглухо закрытыми пластиковыми окнами и забитую до потолка псевдоантикварной мебелью, но – материализация понятия АЗБУКА! А многие-то и подзабыли уже, что все буквы имеют названия с чётко определённым смыслом, и АЗБУКУ можно, а порой и нужно читать как одно из величайших поэтических (литературно-философских) произведений, поскольку, в том числе, основные принципы овладения языком явлены в ней вместе с принципами нравственными:


Азъ боукы въди

глаголи добро есть

како люди мыслите

рьци слово твьрдо


Вот и в каталоге, и в равной степени других изданиях фонда «Возрождение Тобольска» не случаен ни один знак, ни один символ… И даже, казалось бы, невесть почему появившийся пробел: отнеситесь к нему, пробелу, как к метафоре, и вы увидите не пустоту, а вполне обжитое место, с более широкими возможностями для дыхания. Вы смотрите на луну как на источник ночного холодного света, а художник – видит небесный проём, в котором – завтрашний день…

     

В настоящем каталоге представлено 21 издание, каждое из которых имеет общенациональное значение. Словари трактуют слово «шедевр» (фр. chef-d'œuvre, буквально «высшая работа», «венец труда») как уникальное, непревзойдённое творение, высшее достижение искусства, мастерства. Именно такими – высшими! – достижениями книжного искусства и являются неповторимые тома, созданные трудами литераторов, историков, краеведов – соратниками и соработниками фонда, одушевлённые выдающимися мастерами художественного оформления Анатолием Быковым, Василием Валериусом, Иваном Лукьяновым, Геннадием Метченко.

     

Пройдут годы, и многое в этом мире может поменяться, раствориться во времени, но книги фонда «Возрождение Тобольска», представленные в каталоге, – сохранятся, и, благодаря им, будущие поколения смогут привиться к крепкому стволу минувшего, почувствовать, что они прямые внуки своих дедов, своей великой истории, и больше не пожелают поддаваться искушениям обманчивых и сиюминутных «веяний». Вполне возможно, что современники, норовящие позабыть себя для целлофановых соблазнов заигравшегося мира, отнесутся к изданиям фонда легкомысленно, но они, эти книги, обязательно станут для наших потомков опорой, тем родным алтарём, куда поворачивает сердце.

     

Фонд «Возрождение Тобольска», сведя в одном издании (каталоге) образцы книжного искусства постарается сделать так, чтобы и относительно недавние события не остались только смутными воспоминаниями, не прошли «через человека» будто уличный свет – сквозь прикрытые жалюзи; словно игла – сквозь ткань, точно ветер – сквозь пальцы. Но без настоятельного соединения великих имён и событий отечественной истории, литературы, изобразительного искусства, осенённых ангельским крылом сибирской столицы, опекаемой светом общероссийской судьбы, из нашей жизни исчезнет, обратившись в имитацию трудожительства, главная, да, пожалуй, единственная скрепа с вечностью – каждодневное тяжание сердца, наполненное смыслом созидания.

     

Потому-то книгам, представленным в настоящем каталоге, должно быть отведено их законное, по нравственной своей сути, место – в «красном углу» нынешнего и присного бытия. Пусть время движется и не останавливается до самой встречи с вечностью. Пусть не возвращается вспять и не закупоривается, как вода в водостоке, чтобы потом хлынуть внезапным потоком. Пусть просто проходит. Но теперь уже навсегда – с городом и временем – останутся вот эти мирские псалтири фонда, где сошлись воедино великая мудрость евангельского и мировоззренческого Слова, непреложные, укрепляющие дух, великие открытия прошлого, сердцеприимные образцы изобразительного мировидения настоящего и прошлого и, конечно же, высочайший уровень художественного макетирования, делающий многие книги фонда жизнетворным ресурсом будущих поколений.

     

По сути, мы имеем дело не только с чем-то «показательным», единственным в своём роде, но и с художественным образом – главенствующей формой мышления в искусстве. Говоря языком философов, настоящий каталог – это отражение сознанием его создателей книгоиздательской деятельности фонда «Возрождение Тобольска» не только в чувственно воспринимаемом обличии, но и в понятийно-логической форме. При этом общенациональное значение изданий фонда как раз и явлено в каталоге, в коем представлены выдающиеся примеры человеческих деяний, преображений духа и подвижничества – от космических прозрений Семёна Ремезова до пятивековой истории освоения Великого Северного морского пути. Русского пути, «скрепляемого» Словом Божиим, по сути, явившего миру гений Достоевского, не нуждающегося в каких бы то ни было эпитетах.

     

Выше сказано, что законное место книги фонда «Возрождение Тобольска» – «красный угол» нынешнего и присного бытия. Представляя историю, культуру России разных эпох, эти книги объединены «единством места и действия». Место в широком смысле – Сибирь. В более узком – Тобольск, когда-то столица гигантской губернии от Урала до Аляски. Единство действия – задуманные, исполненные фондом «Возрождение Тобольска» они вышли на уровень шедевра искусства, оставаясь не украшениями, а – собственно книгами, объектами захватывающего чтения. И сегодня эти уникальные по оформлению, качеству полиграфии, самой идее создания книги — важная часть собрания библиотеки Администрации Президента РФ на Старой площади. Такие раритеты ещё и престиж, лицо государства. Их дарят, принимают в дар во время визитов, встреч на высших уровнях.

     

Издания фонда «Возрождение Тобольска», объединенные в каталоге «Образцы книжного искусства», – одна из животворных артерий культурного кода России. Пройдут десятилетия, и многое в этом мире может поменяться, многое может раствориться во времени, но книги фонда, в том числе представляемое на премию общенационального уровня «Хрустальный глобус» издание, по признанию многих видных деятелей отечественной культуры, не будут подвластны ни старению, ни тлению. И если, не приведи Господи, мир погрузится во тьму, будет из чего, точно из римских катакомб, грянуть Свету воскресения человеческого духа.


География проекта:

   

Каталог «Образцы книжного искусства» передан библиотеке Администрации Президента, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной исторической библиотеке, областным библиотекам в Сибири и европейской части России, музеям, культурным центрам


Цели и задачи:

    

Настоящее издание представляет собой библиографическое описание наиболее выдающихся произведений книжного искусства, «явленных миру» общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», возглавляемым А. Г. Елфимовым.


Также вниманию читателей предлагаются рецензии и отклики на эти книги известных отечественных литературоведов, писателей, искусствоведов, деятелей науки и культуры.


Каталог построен по хронологическому принципу и имеет научно-просветительский характер

 

Итоги реализации:


Тираж издания передан благотворительно культурным центрам России

 

Сроки реализации:


2023-2024