В свете сегодняшнего дня, когда правительство России ставит задачу восстановить города и поселки Сибири, Севера и Дальнего Востока, на первое место выходят вопросы строительства на вечномерзлых грунтах - феноменального явления нашей планеты.
Автор проекта:
Терехина Екатерина Владимировна
Заведующий отделом природы МБУ «Музей вечной мерзлоты»
Номинация:
Просвещение
Наименование проекта:
Музейно-образовательная программа «Юный мерзлотовед»
Описание проекта:
В свете сегодняшнего дня, когда правительство России ставит задачу восстановить города и поселки Сибири, Севера и Дальнего Востока, на первое место выходят вопросы строительства на вечномерзлых грунтах - феноменального явления нашей планеты. Для чего возникает необходимость в ученых и инженерах строителях-мерзлотоведах, готовых эти задачи выполнять. Программа знакомит старшеклассников с геологическим прошлым нашей планеты, глобальными изменениями, которые повлекли за собой похолодание и рост ледников, направлена на привлечение интереса детей к изучению вечной мерзлоты, научно-исследовательской деятельности. Разработана для обучающихся 11-го Роснефть класса.
Используются такие средства обучения как таблицы, муляжи, карты, фотографии, учебные фильмы, справочная литература, архивные материалы – дневники, рукописи учёных мерзлотоведов, а также различные полевые приборы используемые учёными в далёких 30-х гг.. Музейно-образовательная программа объединила детей и взрослых. Благодаря поддержке родителей, классного руководителя «юные мерзлотоведы» участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках программы: лекции, беседы, уроки, конкурсы, экскурсии в старейшую в нашей стране научно-исследовательскую мерзлотную станцию - Игарская геокриологическая лаборатория (филиал Якутского Института мерзлотоведения Академии Наук РФ), виртуальные путешествия, выставки, расширяли возможность учебно-познавательного процесса.
География проекта:
Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, ул. Большого театра 15 А «Музей вечной мерзлоты».
Цели и задачи:
Цель программы – заинтересовать детей к изучению наук о строении Земли, её происхождении и развитии, способствовать профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Задачи:
· Познакомить с базовыми понятиями науки мерзлотоведение;
· Сформировать представление о взаимосвязи человека и природы;
· Дать представление о строительстве в условиях вечной мерзлоты;
· Привить ответственность, экологическое мышление, сознание, поведение – экологическую культуру;
· Вызвать интерес к поисковой, творческой, исследовательской деятельности;
Заинтересовать музейным делом, профессиями в сфере мерзлотоведения.
Итоги реализации:
По завершению реализации программы у ребят сформировалось четкое понимание об объекте изучения геокриологии, научной работе в области мерзлотоведения. Группа научилась обосновывать и отстаивать свои позиции перед аудиторией. Сформировалось устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли.
Сроки реализации:
1 год обучения 2022-2023 учебный год
В период летних каникул на базе музея осуществлялась летняя практика с группой учащихся по отдельно, ежегодной разрабатываемой программе согласно природоохранному плану музея.
Общечасовой расчёт времени на программу – 21 час, из них - 8 часов резервного времени для практических занятий.
Программа рассчитана на обучение учащихся 9-11 классов. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.