Экспедиция «На грани возможного»
Краснодарский край

Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Кашин Юрий Михайлович

Номинация:

путешествие и экспедиция

Наименование проекта:

Экспедиция «На грани возможного»

Описание проекта:

После проведения выставки «Moscow Dive Show 2023» и удачного выступления наших с детей в номинации «Герои Глубины» и нас, как организаторов и тренеров, перед нами встал вопрос – какие у нас планы в 2023 году. Мы долго размышляя, поняли, что с нас достаточно спортивных мероприятий и исследовательских целей, а хочется чего-то с мистикой, местами силы и экзотикой. Постоянно изучая озера Кавказа, мы узнали, что есть загадочное место «Пик Калицкого», место силы земли и нашей страны. Также, рядом с

Пиком расположилось озеро Северное Бирджалы или Мёртвый глаз Джинна, самое высокогорное из официально зарегистрированных озер нашей страны, высотой 3 380 над уровнем моря.

Собрав всю информацию, касающуюся истории этих мест озера, способов доставки снаряжения и пешего маршрута, мы поняли, что очень хотим нырнуть в это загадочное озеро и побывать рядом с Пиком Калицкого, где по преданиям находится вход в Шамбалу.

Побывавшие в этих местах исследователи хорошо рассмотрели три вершины Пика Калицкого, одна из которых похожа на человеческую фигуру с открытой книгой из камня. Также исследователи нашли культовые площадки, нечто в виде алтаря, место для жертвоприношений, рукотворные столбы по типу воинов в шлемах. У этого пика отрицательная энергетика, направленная в глубь земли, и положительная, идущая вверх к звездам. Определенную параллель можно провести со входом в Шамбалу, изображенным тибетцами.

Это вершина, возвышающаяся над водой. Пик Калицкого, как раз, полностью подходит под это описание: торчащий посреди ледовой глади. Именно сюда в годы ВОВ стремился Третий Рейх, считая восхождение на Эльбрус бригадой «Эдельвейс», предвестником сокрушительной победы над страной Советов. Являясь осью мира, Кавказ вобрал в себя положительную и отрицательную энергетику начала и конца человеческой цивилизации. Мимо такого знакового места мы с Юрием, конечно, пройти не смогли и в связи с этим начали подготовку к Экспедиции и назвали ее «На грани возможного», т.к. официально зарегистрированных озер выше озера Бирджалы в нашей стране нет. С одной стороны, к нему подходит ледник, который является «ледяной шапкой» Эльбруса. Первым делом был разработан подробный план пешего пути с распределением груза между членами экспедиции.

В экспедицию вошли: организаторы - Юрий Кашин и Константин Изотов, инструкторы Национальной Дайв Лиги, члены Русского Географического Общества, многократные рекордсмены России и мира; дайвмастер Национальной Дайв Лиги Елена Кашина; дублирующий дайвер Сергей Литвинов, тоже рекордсмен мира по высокогорному погружению; член РГО Роман Феньков, Компания KavkazSecrets; наш проводник по пешему маршруту Сергей Лексин, КФК «Фактор», талантливый оператор и исследователь Кавказа. Мы поняли, что доставить наше снаряжение своими силами на высоту 3 380 м над уровнем моря мы не можем, нам необходимы будут лошади для заброски снаряжения. Рассчитав, что на эту достаточно сложную экспедицию потребуются большие затраты, мы с Константином решили привлечь спонсоров. Генеральным спонсором экспедиции стал ООО «ИнБанк». Мы нашли в руководстве банка отзывчивых людей, любящих путешествия.

Также нам помогли: Московское отделение РГО, давшие верительные грамоты нашей экспедиции; Краснодарское отделение РГО, которое оказало помощь по планированию с руководством Республики Кабардино-Балкарии нашего маршрута. Пока проходили долгие переговоры со спонсорами и организаторами, сборы необходимых документов от администрации Краснодарского Края и республики Кабардино-Балкария на совершение экспедиции, прошли долгие месяцы.И вот наконец пришло время нашей экспедиции. Константин, погрузив снаряжение в свой экспедиционный автомобиль, рано утром 10 августа 2023 года стартовал в сторону Краснодарского Края к пгт. Мостовской, где я и Елена Кашина собирали экспедицию. Дорога получилась с приключениями. Константину пришлось ремонтировать генератор, но даже с этим ремонтом 1 500 км. он преодолел сразу, не останавливаясь надолго. 13 августа мы погрузили снаряжение и дополнительное оборудование в нашу «Ниву» и двумя машинами, загруженными по «самую крышу», поехали в сторону нашего базового лагеря Джилы-Су, расположенного в 80 км. от г. Кисловодска. Здесь, на высоте 2300 метров, бьет много минеральных источников. Несмотря на то, что минеральные источники здесь имеют различный химический состав, все они называются «Нарзанами». Перед стартом мы постоянно мониторили погоду и прогноз был очень противоречивый. В основном прогноз обещал дожди. Но мы по своему опыту понимали, что верить «этим прогнозам» не приходится. На таких высотах погода меняется моментально – от солнечной погоды до снегопада может пройти всего 40 минут. Необходимо было выдвигаться на место, чтобы ориентироваться по обстоятельствам уже там. Так что на свой страх и риск мы выехали в урочище Джилы-Су и решили, что будем мониторить погоду в базовом лагере, проходя акклиматизацию на высоте. Серпантин до нашего места назначения поразил нас своей непредсказуемостью, сложными подъемами и спусками. На наших тяжелых машинах горели тормозные колодки. Останавливаясь, мы остужали свои машины. Я даже звонил в автосервис, чтобы узнать, чем грозит моя «дискотека» из лампочек на приборной панели.

Получив совет перейти на ручной режим работы коробки передач и просто подождать, когда все остынет, мы начали осматриваться по сторонам и поняли, что мы такие не одни - вокруг было много машин с аналогичными проблемами. Серпантин до Джилы-Су считается самым сложным и самым красивым местом в России. Захотелось «снять шляпу» перед дорожными строителями, которые пробивали эту дорогу и прокладывал асфальт. Забегая чуть вперед, на вопрос: «Хочу ли я проехать этот маршрут снова?», я могу ответить, что никакого желания оказаться на этом серпантине у меня нет, даже учитывая мой стаж вождения автомобиля. Двинувшись дальше, используя уже вариант ручной коробки передач, мы сделали еще один привал в красивейшем месте Кавказа. Здесь к нам подошел местный житель и, указывая на камень, сказал, что этот камень исполняет желания. Учитывая наш нелегкий опыт предыдущих экспедиций, мы с Константином его обняли и попросили «Духов гор» нам помочь, просто сказав: «Дайте нам, пожалуйста, в этот раз обойтись без происшествий и природных аномалий».

После мы двинулись дальше до Джилы-Су. Прибыв, мы предъявили вооруженной охране этого места наши верительные грамоты от Русского Географического Общества, где было указано, что мы являемся официальной экспедицией. Разбив палатки, мы легли спать.  Утро следующего дня встретило нас чистым небом, ярким солнцем и хорошим настроением. Поднявшись в 6 утра, мы встали на маршрут до озера. Тяжелые баллоны, груза и часть оборудования мы завьючили на лошадей, которых мы арендовали на деньги, выделенные генеральным спонсором ООО «ИнБанк», но даже с такой помощью, на каждого члена экспедиции приходилось до 30 кг веса. Экспедицию мы решили подготовить «на все случаи жизни», долго прорабатывая модели палаток, специальную обувь, легкие, но прочные костюмы, которые выводят влагу, но не промокают, дайверское снаряжение различных конфигураций, чтобы на будущее понять преимущества и недостатки. И еще много всего, описывая которое, не хватит места ни в одном журнале.

И так Старт! Сразу нас ждал резкий подъем, в котором мы ощутили всю тяжесть наших рюкзаков. Поднявшись, мы сделали первый привал. Открылся величественный вид на Эльбрус и мы зачарованно смотрели на него. Нам предстояло еще 8 километров при которых направление было прямо на эту волшебную гору. Солнце светило ярко. Мы, обливаясь потом, двигались все ближе и ближе к нашему «Месту силы», самому высокогорному озеру России «Мертвый глаз Джинна» или Северное Бирджалы. Мы шли, все мокрые от пота, вода из фляг, которые были с нами, похоже, совсем не держалась в организме и выходила через поры. От этого на остановках мы замерзали. По всему маршруту был один ручеек, где мы пополнили наши запасы воды. После привала на ручье дорога пошла совсем резко вверх и под ногами появилась вулканическая пыль. Мы вошли в зону извержения Эльбруса. И тут начались первые чудеса. Как сказал Константин: мой друг и талантливый исследователь Юрий Кашин постоянно снимал все происходящее на камеру, комментируя происходящее. И я, следуя за ним по маршруту, постоянно слышал его голос, привыкнув к этому. В какой-то момент я поднял голову с мыслью: «Ну сколько можно говорить?». Но увидел, что у него закрыт рот. Шептал, говорил, свистел вместо Юрия… ветер. Было полное ощущение, что духи гор начали с нами диалог. Я был готов к этому, готовясь к экспедиции, знал, что такой у нас маршрут. Но понять, как такое может быть практически на открытой местности, где под ногами камни и вулканический пепел, было невозможно.

Мы сделали очередную короткую остановку и быстро, насколько это возможно, пошли к озеру и к пику Калицкого, который уже отчетливо был виден. Под ногами заскрипел снег и лед, что говорило о том, что мы уже на леднике (ледяной шапке) Эльбруса. Дорога до озера заняла у нас около 7 часов. От тяжелого рюкзака и усталости не было никакого настроения. Отлежавшись полчаса около озера, мы начали ставить наши палатки, обкладывая их камнями. Так как ночью на таких высотах (3 400 метров) на открытых просторах Приэльбрусье ветра разгоняются до больших скоростей и есть опасность остаться под открытым небом и еще ходить в темноте искать палатку, которая может улететь за сотни метров. Ночь прошла достаточно спокойно. Выл ветер. Резких порывов не было. Мы договорились, что подъем у нас будет в 4 утра. Т.к. в это время Эльбрус освещается восходом солнца, наш фотограф Сергей Лексин должен снять эти уникальные кадры.

Проснувшись, я увидел на склоне Эльбруса в темноте свет от фонарей альпинистов, совершающих восхождение. Мы позавтракали в 5 утра и начали переносить наше снаряжение ближе к озеру, так как сразу одеть снаряжение для погружения и дойти в нем до озера будет невозможно из-за разреженного воздуха. Мы с Константином и с ребятами-членами экспедиции все подготовили, в том числе фото-видео технику для фиксации наших мировых рекордов. В этом году требования по доказательной базе усилились и нам пришлось задействовать квадрокоптер. Первая ныряла Елена Кашина, поставив рекорд, как самая высокогорная девушка-дайвер в мире, погрузившаяся в стиле соло. Дальше пошли мы с Юрой. В наши задачи входило изучить озеро на предмет артефактов, оставленных после ВОВ, сделать экологическую оценку озера и поставить мировой рекорд по погружению в тандеме в научно-исследовательских целях. Я нырял с подводной камерой, с помощью которой, в процессе погружения, ему удалось заснять маленькое существо. Им оказался Жаброног обыкновенный. Мы с собой взяли подводный металлоискатель, который постоянно звонил.

Оказалось, в вулканических породах на дне озера содержится много металла. Так по разным версиям, это озеро является кратером потухшего вулкана. Я дотронулся до дна озера и почувствовал твердую породу с тонким слоем ила. Дно мне показалось как бетонная стяжка. Вода на глубине была мутноватая. Температура на поверхности была +17°С, у дна +4°С. Глубина озера почти 10 метров. Верхний слой воды озера прогрелся, так как на озеро не попадала тень от соседних гор. Рядом был только Эльбрус и пик Калицкого. Под водой мы с Константином пробыли около 30 минут. Самым тяжелым было это подъем с глубины. Цитата Константина: у Юрия пошла из носа кровь. Когда я всплыл и посмотрел на Эльбрус, понял, что у меня начало перемещаться в глазах, что говорило о легком спазме сосудов.

Перемены давления в высокогорных погружениях при всплытии – это сильный удар по организму. Вынырнув, я увидел исполина с книгой на пике Калицкого, который внимательно смотрел на нас. Внутренне я понял, что пришло время нам покинуть озеро. Как результат, мы установили два мировых рекорда. У нас в планах было посещение пика Калицкого, но мы настолько устали, что решили сохранить силы на обратный путь. Услышав истории от местных жителей, как изменилась их жизнь не в лучшую сторону после посещения этого пика, нам и вовсе расхотелось туда идти.

Обратный путь мы преодолели достаточно быстро. Нам попался только один подъем. В остальном дорога шла вниз. Мы попали 2 раза под дождь, но нас это не смущало, т.к. дорога обратно всегда кажется легче. Главная нагрузка была на голеностоп и колени. Мы дошли до Джилы-Су. Там нас ждала съемочная группа каналов «ОТР» и «Мир24» Республики Кабардино-Балкарии. Мы дали интервью и на следующий день поехали по горному серпантину обратно в пгт. Мостовской, где наша экспедиция официально закончилась. Организаторами экспедиции были «Гомельский Дайв Центр» Константина Изотова и «Другое измерение» Юрия Кашина.

География проекта:

Кабардино-Балкарская Республика

Цели и задачи:

Исследование озеро «Северное Бирджалы» на предмет артефакты ВОВ; флора и фауна; экологическое состояние; замеры глубины; установление двух мировых рекордов в высокогорном дайвинге к дню географа.

Итоги реализации:

экспедиция «На грани возможного» успешно проведена.

Сроки реализации:

с13 по 17 августа 2023 года.