Научно-образовательный проект «Арктическая робинзонада: Приключения на Шпицбергене»
Научно-образовательный проект «Арктическая робинзонада: Приключения на Шпицбергене»
Архангельская область

 2023 году исполнилось 280 лет со дня начала вынужденной шестилетней зимовки мезенских промысловиков на острове Эдж в Арктике. Коллективом преподавателей и студентов филиала САФУ имени М.В. Ломоносова спроектирована, разработана и протестирована компьютерная игра «Арктика – GO!», созданная по мотивам книги П.-Л. Ле Руа «Приключения четырех российских матросов к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили» (на русском языке 1772 год). 

Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Швецова Татьяна Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка филиала ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске 


Шахова Вероника Евгеньевна – аспирант кафедры литературы и русского языка филиала ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске


Дулова Светлана Алексеевна – младший научный сотрудник отдела планирования и сопровождения научных исследований научно-исследовательского управления ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Номинация:

    

Лучший региональный проект

 

Наименование проекта:

    

Научно-образовательный проект «Арктическая робинзонада: Приключения на Шпицбергене»

 

Описание проекта:

    

В 2023 году исполнилось 280 лет со дня начала вынужденной шестилетней зимовки мезенских промысловиков на острове Эдж в Арктике. Коллективом преподавателей и студентов филиала САФУ имени М.В. Ломоносова спроектирована, разработана и протестирована компьютерная игра «Арктика – GO!», созданная по мотивам книги П.-Л. Ле Руа «Приключения четырех российских матросов к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили» (на русском языке 1772 год). Книга представляет собой документальное свидетельство события XVIII века; написана на материале допросов, проведенных со спасенными мезенцами в доме графа П.И. Шувалова в 1751 году.


Апробация игры прошла в рамках фестиваля «Наука+» (октябрь 2023) и недели науки в северодвинском лицее № 17 (февраль 2024).


В течение 2021-2023 года проводилось предварительное погружение в тему, знакомство с сюжетом о мезенских «робинзонах» в формате литературного марафона, викторин, конкурсов, посредством видеоподкаста, постинга в социальной сети.


В марте 2022 г. по итогам конкурсного отбора проект «Проектирование мультимедийного корпуса текстов о мезенских робинзонах» был поддержан грантом (субсидией) Российского научного фонда (проект №22-28-20412).


Научно-исследовательские работы «Визуальная новелла как прием изучения книги Ле Руа о плавании мезенцев» и «Цифровое пособие по изучению произведений о мезенских промысловиках» были представлены в Финале муниципального конкурса на соискание премии М.В. Ломоносова в 2022 и 2023 г.


Результаты работы над проектом отражены в публикациях: в журналах Scopus и Web of Science – 6, в журнал Перечня ВАК РФ – 7, в журналах РИНЦ – 14; в докладах на международных (16), всероссийских (10), региональных (2) конференциях.


География проекта:

    

Архангельская область (Архангельск, Северодвинск, Няндома. Плесецк, Каргополь, Североонежск).

 

Цели и задачи:

    

Цель проекта – проведение просветительской кампании по популяризации эпизода региональной истории посредством презентации и распространения компьютерной игры «Арктика-GO!»; проведения мероприятий и мастер-классов для школьников Архангельской области; разработки мультимедийного пособия для учителей, обучающихся и родителей в онлайн-формате; освещения регионального знания в средствах массовой информации (городское телевидение, радио, новые СМИ).


Научно-образовательный проект направлен на решение следующих задач:

1. Популяризация краеведческих знаний среди школьников и студентов через художественный и научный дискурс.

2. Внедрение инноваций в образовательный процесс: благодаря игровой форме организации деятельности при работе с компьютерной игрой, у школьников и студентов младших курсов пробуждается интерес к родной (русской) литературе, арктиковедению, истории.

3. Формирование коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, самоорганизационной компетенций обучающихся.

 

Итоги реализации:

 

За весь период реализации проекта осуществлены мероприятия:


(1) литературный марафон «Лаборатория Арктики» (сентябрь-октябрь 2021),


(2) поддерживается работа сообщества «Хронотоп Арктики» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/arcticchronotop) (январь 2021 по настоящее время),


(3) экспедиция в Мезень – мезенская библиотека, мезенский музей, мезенская школа (сентябрь 2022);


(4) создан мультимедийный корпус текстов о мезенских робинзонах (размещен на сайте https://mezrob29.ru/), предполагающий дальнейшую работу по обработке текстов с помощью IT-технологий,


(5) разработано мультимедийное пособие по изучению текстов, написанных на сюжет из истории выживания мезенцев на острове Эдж в XVIII веке (http://arcticway.tilda.ws/) (в течение 2022-2023 гг.);


(6) Арктический квиз (февраль – ноябрь 2023),


(7) проведен конкурс на лучший сценарий по созданию компьютерной игры среди обучающихся г. Северодвинска (март-апрель 2023),

(8) разработан полноценная компьютерная игра «Артика-GO!» (по мотивам приключений мезенских промысловиков на Шпицбергене) (https://dreamtalegames.itch.io/arctika-go?secret=OCCsFvsTvfGfAXlpR0nWDWjvzU)


(9) Проект получил широкое освещение в СМИ. Сюжет «О главном из первых уст» от 27.12.2023 на канале телевидения Северодвинска, публикация на сайте САФУ от 11.02.2023 «История о мезенских робинзонах жива благодаря женщинам-учёным»; в настоящий момент ведется работа над сюжетом для передачи на канале «Культура».


Сроки реализации:


Проект стартовал в 2021 году  и длится по настоящее время.