Новости
Вернуться к списку материалов
Никольские мастера раскрывают секреты создания «Хрустального компаса» Маленький городок Никольск на северо-востоке Пензенской области – один из старейших центров стеклоделия в России. Именно здесь, начиная с 18 века, создавалась история уникального хрустального производства, основателем которого стал дворянин Алексей Бахметев. Основанный по указу Екатерины II в 1764 году никольский «Хрустальный завод» стал поставщиком заказов для царского двора, высшей дворянской знати, церкви, много изделий шло по заказу на восточный рынок для персидских шахов. Оставляя для себя образцы уникальной продукции, через 25 лет потомки Бахметева основали музей, в котором представлена лучшая коллекция хрусталя Европы, собранная за 225 лет. Сегодня наряду с уникальной старинной царской посудой здесь можно увидеть и образцы госзаказов советского периода, в том числе и знаменитый граненый стакан. Тогда уже переименованный завод «Красный гигант» производил не только сортовую посуду, но и люстры, торшеры, бра для Колонного зала Дома Союзов, Георгиевского зала Кремля, гостиниц «Москва», «Россия», знаменитого Елисеевского гастронома. Хрустальной продукцией завода до сих пор украшены станции метро Москвы и Санкт-Петербурга. В годы Великой Отечественной войны, выполняя оборонный заказ, завод производил оптическое стекло, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Двухтысячные годы не были для завода простыми. Но сегодня, став частным, некогда крупное, градообразующее предприятие снова возрождается, сохраняя традиции, пусть и малыми объемами, но наращивая производство и имея перспективные планы развития.

Сейчас на предприятии работает около ста человек, из них на основном производстве занято 60 человек: у печи работают четыре бригады по четыре человека. Печь работает круглосуточно в одном температурном режиме, рассчитана она на переработку одной тонны стекла в сутки. Было интересно узнать, как же производится такая сверкающая красота. Начнем с того, что выделяют такие разновидности хрусталя как горный хрусталь – это природный кварц, и хрустальное стекло с различными добавками (свинцовый, бариевый, богемский хрусталь). Для производства хрусталя используют более чистый и очищенный кварцевый песок только с одного месторождения в Харьковской области. На Бахметевском заводе в него обязательно добавляют порошок из окиси свинца, а также другие элементы, улучшающие прозрачность, придающие необычный «голос» и сверкание граней. Наличие добавок и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Затем при необходимости хрустальному стеклу придают цвет, добавляя разные элементы: кобальт дает синий цвет, оксид меди – изумруд, марганец – бордово-фиолетовый и т.д.

Исходное сырье плавится в печах при температуре около 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выработка изделия может происходить механическим способом и ручным.

«Хрустальный компас» относится к высокохудожественным изделиям и делается вручную. Наша статуэтка цельная и не требует выдувания, но при этом ее производство считается одним из сложнейших. Представьте, каждый из четырех мастеров, работающих одновременно, набирает из печи около девяти килограммов стекломассы, постоянно вращая, обрабатывает ее, и затем с помощью специальной формы делает хрустальную заготовку. По словам одного из мастеров Виктора Сидорина, проработавшего на заводе более 30 лет, «особенностью создания «Хрустального компаса» является то, что, набирая такой большой объем надо непременно чувствовать стекло: его вязкость, нужную температуру, чтобы правильно закатать стекло, опустить в форму. Для производства изделия требуется большой опыт, мастерство в выполнении художественных элементов».

После того, как статуэтке придается необходимая форма, она поступает в печь на отжиг для более равномерного остывания хрусталя. Это необходимо для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения, иначе хрусталь разлетится на мелкие кусочки.

Затем статуэтку отправляют в другой цех для нанесения алмазных граней. Мастер-шлифовщик высокохудожественных изделий Игорь Свинкин придает ему «бриллиантовый» вид. Только ему одному, квалифицированному и опытному специалисту с пятнадцатилетним стажем, доверено выполнение такой тонкой работы. Не отвлекаясь, он рассказывает об особенностях изготовления «Хрустального компаса»: «Сначала я работаю по шаблону, а потом как рука возьмет. Двух одинаковых изделий не бывает, все они в единственном экземпляре. Статуэтка тяжелая, для нее нужна большая точность, делать ее сложно и неудобно. Чтобы изготовить одно такое изделие требуется минимум полдня. Приходится чаще отдыхать, ведь награда весит 7 кг. Я стараюсь, чтобы она понравилось, уцелела и дошла до своего заказчика. Надеюсь, мои произведения порадуют тех, кому будет вручаться».

В руках шлифовщика изделие покрывается сеткой граней и глубоких борозд, и прямо на глазах хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

После специальной полировки изделие тщательно моют и снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают для отправки в Подмосковье. Там, на другом производстве будут нанесены окончательные штрихи: его украсят элементами серебра с гравировкой «Хрустального компаса». В этом году немного изменился дизайн приза: производители по просьбе оргкомитета премии увеличили верхнюю часть статуэтки, чтобы лучше была видна серебряная гравировка с названием премии. Все одиннадцать статуэток будут доставлены в Краснодар к середине мая, где и будут ожидать начала торжественной церемонии вручения.

Оргкомитет национальной премии «Хрустальный компас» благодарит за организацию съемок коллектив ООО «Бахметьевский завод» и генерального директора Игоря Янишевского.

Фотоотчет



Опубликовано: 22.04.2014