Новости
Вернуться к списку материалов
«Россия на Балтике» — взгляд современников Мы продолжаем публикацию материалов о проектах, удостоенных национальной премии «Хрустальный компас» в 2017 году. В номинации «Признание общественности» победил Музей Мирового океана за реализацию проекта «3D-фильм «Россия на Балтике» для интерактивной кабины «Орион».

Проект «Россия на Балтике» — это виртуальное путешествия во времени и пространстве с использованием технических возможностей визуального 3D-моделирования. Путешественники, ступив на борт капсулы «Орион», становятся участниками событий российской истории «на брегах студёного моря» от времен экспедиций первопроходцев до наших дней.

Маршрут путешествия проходит по Балтике, от одного российского берега до другого. Сценарий включает 16 виртуальных картин. В их числе: объекты Музея Мирового океана в Калининграде, Светлогорске, ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге, футшток на устое Синего моста в Кронштадте, комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, затонувший исторический корабль Лефорт. А также морские порты Санкт-Петербурга, железнодорожный паром Усть-Луга — Балтийск, газопровод «Северный поток», морская нефтяная платформа Д-6, самый западный порт России — Балтийск, Калининградский морской судоходный канал и строящийся музейный комплекс «Планета океан».

Большая часть материалов 3D-путешествия, так или иначе, касается времени царствования Петра Великого. После Черноморско-Азовских походов и освоения Каспия, царь Петр уделял первостатейное внимание Балтике. Он стремился утвердить Россию в статусе морской державы. В 1709 году высочайшим повелением Петра Алексеевича при Адмиралтействе российском была основана «модель-камера кораблей и судов всевозможных с чертежами и масштабными натурами» — первый русский морской музей.

Калининградский морской музей, продолжив дело Петра, наполнил его новым смыслом и содержанием. Музей Мирового океана — это единственная в России комплексная экспозиционная площадка, где можно познакомиться с историй судоходства, морской флорой и фауной геологией и гидрологией океана. При музее работают морская библиотека и экологическая станция. У причала музея ошвартованы исследовательское судно «Витязь», корабль Службы космических исследований Академии наук СССР «Космонавт Виктор Пацаев» и подводная лодка Б-413. В Санкт-Петербурге музей имеет уникальный филиал — легендарный ледокол «Красин», стоящий у питерского причала на вечной стоянке.

На вручении национальной премии «Хрустальный компас» руководитель проекта — директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова — заметила, что победа коллектива музея в престижнейшем географическом конкурсе для неё радостна и почетна вдвойне. Проект «Россия на Балтике» победил в номинации «Признание общественности». А это значит, что проект оценили не только члены высокопрофессионального экспертного совета Премии. С помощью интернет-голосования своё «за» сказали более 112 тысяч человек.

Сам факт выдвижения на соискание национальной премии «Хрустальный компас» для коллектива проекта был долгожданным событием. Светлана Сивкова признается:

— Музей Мирового океана и «Хрустальный компас» по своим установочным признакам и основным направлениям деятельности очень близки. «Хрустальный компас» под флагом Русского географического общества объединяет самые яркие начинания в разных областях. Это и научные исследования, и природоохрана, и краеведение, и историко-культурные проекты, и поисковая работа… Наш музей, изначально определив для себя столь же широкий рабочий ракурс, стремиться представить роль России в изучении и освоении Мирового океана во всем разнообразии тем и направлений деятельности. Я очень рада, что устремления коллектива музея и один из воплощенных нами проектов получили столь высокую оценку.

Говоря о номинации, в которой и победила «Россия на Балтике», директор Музея Мирового океана отмечает:

— Организаторы национальной премии «Хрустальный компас», мне кажется, сделали очень правильный шаг, учредив номинацию «Признание общественности». Тот или иной проект, представленный на соискание Премии, может иметь колоссальную научную или практическую ценность. Но, благодаря сугубо научной направленности, информация о нем может оказаться труднодоступной широкой общественности. Такие проекты способно оценить только высокопрофессиональное жюри. Но есть и другие работы, определить ценность которых способен каждый, проголосовав за проект через интернет. Это — наш случай. Мы ежедневно отслеживали интернет-голосование за проект «Россия на Балтике», радовались растущим цифрам нашего рейтинга. Особое волнение было в последние дни голосования. Как в последние минуты хоккейного матча. Неожиданностью известие о победе для нас не стало. А вот церемония вручения — это был настоящий шквал неожиданных приятных эмоций. В зале «Галактика» все было организовано на высоком профессиональном уровне. Уверена, что это зрелище со спецэффектами, видеотрансляцией и замечательным сопровождением запомнили не только участники-победители, но и многочисленные гости.

Какие перспективы открылись перед музеем после присуждения национальной премии «Хрустальный компас»? Светлана Сивкова считает, что они могут выражаться в росте числа посетителей. В Калининграде проживает 450 тысяч человек. Ежегодное число посетителей калининградского Музея Мирового океана — 660 тысяч.

— По количеству интернет-откликов и поздравлений с обретением звания лауреата национальной премии «Хрустальный компас» мы видим рост интереса публики к нашему музею. Это ли не перспективы? «Хрустальный компас» — вторая большая награда нашего музея. В центральном холле у нас одиноко стояла статуэтка Фестиваля «Интермузей» Министерства культуры России. Её называют «музейной Никой». Теперь рядом с ней красуется «Хрустальный компас»— «географический Оскар». Великолепно выполненная ювелирная работа. Наши гости подолгу любуются переливами хрустальных граней. Музей принял первых посетителей в 1994 году. Наш век пока не долог. «Хрустальному компасу» — 5 лет. Выходит, Русское географическое общество завоевало внимание посетителей Музея Мирового океана быстрее, чем мы пришли к «Хрустальному компасу»!

Музей Мирового океана ведет активную исследовательскую и поисковую работу. Вскоре музейную экспозицию пополнит новый уникальный экспонат — плавучий маяк «Ирбенский». Судно такого типа было единственным в нашей стране, а теперь стало и вовсе последним в мире. Плавучий маяк заступил на вахту в 1962 году, в самой опасной узкости Балтийского моря — Ирбенском проливе. Списали трудягу в середине 80-х. Поисковикам удалось отыскать главную деталь маяка — линзу Френеля, с помощью которой он сигналил на 10 миль.

Организаторам национальной премии «Хрустальный компас» Светлана Сивкова пожелала семи футов под килем, попутного ветра, верного курса и чистого горизонта.

— А весьма уважаемым экспертам жюри национальной премии хочу пожелать внимательнее относиться к проектам, касающимся проблем сохранения природного наследия Мирового океана. Эти проблемы с каждым годом становятся все более актуальными. В этом плане я хотела бы заручиться поддержкой члена экспертного совета Премии — Артура Николаевича Чилингарова. Это тоже, в качестве пожелания. У него за спиной сотни миль морских исследовательских походов. Нам ли не понять друг друга…

Тем же, кто сейчас решает, подавать ли заявку на соискание национальной премии «Хрустальный компас», Светлана Сивкова советует:

— Если у вас есть выполненный проект, заслуживающий общественного внимания, что-то решать или не решаться уже поздно. Он у вас уже есть! Без колебаний подавайте заявку. Пробуйте привлечь внимание к своему проекту в разных номинациях. Вы имеете право добиваться признания вашей работы. Конечно, если ваша работа достойна признания.

Подтверждая свое название, Музей Мирового океана не замыкается в рамках Балтики. Калининградские музейщики ведут работу над проектами в разных уголках планеты. На Камчатке их интерес обращен к наследию первых исследователей дальневосточных территорий — Крашенинникова и Стеллера. На Черном море специалисты из Калининграда ведут работу по сохранению двух исторических объектов — плавучего дока с подводной лодкой 641-го проекта и спасательного судна «Коммуна».

Это самое старое судно Черноморского флота. Под названием «Волхов» его спустили на воду в 1912 году. Традиционную бутылку шампанского о его борт разбила 17-летняя Великая княжна Ольга — дочь императора Николая Второго. На счету морского спасателя — четыре поднятые со дна подводные лодки и большое количество военной техники и грузов с потопленных транспортов. В 2016 году, принимая морской парад на Севастопольском рейде, Президент Российской Федерации Владимир Путин осмотрел заслуженное судно. Узнав о планах калининградского музея, Владимир Владимирович отдал распоряжение командованию Черноморского флота наладить тесное взаимодействие с Музеем Мирового океана.


Опубликовано: 28.08.2017