Накануне вручения Национальной премии «Хрустальный компас» мы задали несколько вопросов члену экспертного совета премии, легендарному космонавту, дважды Герою Советского Союза, президенту Московского государственного университета геодезии и картографии, члену-корреспонденту РАН Виктору Савиных.
— Виктор Петрович, вы единственный член экспертного совета национальной премии «Хрустальный компас», которому довелось наблюдать планету Земля из космоса. Вам — человеку, который видел глобус вживую, и ответ держать: достаточно ли делает «Хрустальный компас» в стремлении рассказать, насколько прекрасен и разнообразен наш мир?
— «Хрустальный компас» — это собрание лучших работ по самым разным номинациям. Путешествия, кино, фотографии, поиски, находки… Все, что объединяет извечное стремление увлеченных людей познавать планету Земля. Стремление это прекрасное, правильное и полезное.
— Вы пришли в космонавтику через географию. Вы единственный профессиональный географ-космонавт?
— Нет. Московский государственный университет геодезии и картографии, президентом которого я сейчас являюсь, кроме меня воспитал еще двух космонавтов. А если уж с самого начала брать, то в географию я пришел с железной дороги. Получил в 1960 году в Пермском техникуме железнодорожного транспорта квалификацию «техник-путеец», отслужил в Советской армии солдатом топографической службы, в звании сержанта — помощником начальника железнодорожной станции, поступил в университет геодезии и картографии на оптико-механический факультет, был распределен в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, один из отделов которого занимался разработкой оптических приборов для кораблей серии «Союз» и станции «Салют», и уж потом написал заявление: «Прошу направить на медицинскую комиссию. Хочу стать космонавтом». Еще Сергей Павлович Королев сказал, что каждый инженер космической отрасли, который хочет стать космонавтом, может написать заявление. Вот я и написал.
— Две ваши научные работы — «Вопросы ориентации космических аппаратов на околоземной орбите» и «Исследование верхней атмосферы Земли с борта пилотируемых станций» — касаются тем космической географии.
— Это темы моих диссертаций: кандидатской и докторской. В общих программах трех полетов на орбитальных станциях «Союз Т-4» — «Салют-6», «Союз Т-13» — «Салют-7» и «Мир» мы вплотную занимались озоновым слоем, вопросами исследований поверхности и недр Земли, загрязнения атмосферы. Эти задачи лежали в основе работ, которые я выполнял.
— По вашей книге «Салют-7». Записки с «мертвой» станции» сняли замечательный художественный фильм. Терзать вас вопросами о том, самом главном полете, бессмысленно. Но… Виктор Петрович, скажите, а какая она, Земля, из космоса?
— Очень красивая и совершенно беззащитная. Хотелось увидеть Землю во время первого старта, как можно раньше. Но мне говорили: ни в коем случае не смотри в иллюминатор и не крути головой. Это связано с адаптацией организма к невесомости. Но, как только отошел головной обтекатель и за стеклом посветлело, не удержался… Действительно стало не по себе. Но это чувство быстро прошло. Когда выходил в открытый космос, тоже своеобразные ощущения были. Открыл люк, глянул вниз, а там кончается Африка, начинается Средиземное море и Италия — сапог сапогом. За ручку схватился и довольно долго не отпускал. Земля-то, оказывается, огромная и одновременно такая маленькая. Аральское море, Великие озера американские… И видно все, что натворил человек.
— Скучаете по космосу?
— Конечно, скучаю. Я, когда закончил третий полет, собирался еще летать. Но умер ректор университета, в котором я учился, Василий Дмитриевич Большаков… На дворе 1989 год. Перестройка началась, и был момент, когда во всех структурах избирали ректоров, директоров. Мои преподаватели, у которых я учился, испугались, что кто-то придет со стороны, и уговорили меня участвовать в выборах ректора. Выбрали…
— Ваш родной университет геодезии и картографии занимался разработкой первой фотокамеры для космического картографирования.
— Да, была такая разработка. Камера сейчас экспонируется в университетском музее. С помощью одной из таких камер была составлена карта обратной стороны Луны. Факультет прикладной космонавтики и фотограмметрии сегодня самый популярный у абитуриентов. Сегодня геодезия Земли без космонавтики вообще нереальна.
— На эмблеме университета изображены державный орел, теодолит, мерная линейка и цепь. Геодезические инструменты — это понятно. А цепь зачем?
— Вы забыли о дате на геральдической ленте: 1779 год. История вуза началась с указа Екатерины Великой об учреждении Землемерного училища. Первые инструменты землемеров были простыми: астролябия, бронзовые шпильки и цепи. Этими инструментами измерили вдоль и поперек всю Россию. А меряли саженями. На цепях имелись мерные отметки обычной сажени и косой. Сажень равнялась размаху рук среднего человека, а косая сажень — расстоянию от кончиков пальцев поднятой вверх правой руки до носка левой ноги. Оттуда и выражение: косая сажень в плечах. Все это хранится в нашем музее. А еще астрономический квадрант для измерения высоты небесных светил Петра Первого, аппаратура фотограмметрии, космические скафандры, детальный макет орбитальной станции…
— Виктор Петрович, назовите лучшую работу, отмеченную Национальной премией «Хрустальный компас».
— Я занимаюсь геодезией и картографией. В числе номинаций «Хрустального компаса» есть мне особо близкие и понятные. В ходе обсуждения заявок, поданных на соискание премии 2017 года, я с удовольствием слушал презентацию белорусского проекта «Географический атлас учителя». Подобного проекта в России не было уже очень давно. Жизнь течет, мир меняется. Современный атлас учителя для России просто необходим. Количество часов географических дисциплин в учебных программах постоянно увеличивается, а качественного пособия для учителя нет. Последний раз подобный дидактический учебник выпускался, если не ошибаюсь, в 70-х годах. Сейчас мы разработали концепцию для начала серьезной работы в этом направлении. Подали заявку в Русское географическое общество. Нашу инициативу поддержал президент РГО Сергей Кужугетович Шойгу. Ждем доброй вести о выделении гранта на осуществление проекта.
— Белорусский проект «Географический атлас учителя» стал лауреатом премии в номинации «Издание». Беседуя с автором проекта Петром Лопухом, я обратил внимание на его сетования по поводу низкого общественного статуса Географического общества Республики Беларусь в сравнении с высоким авторитетом Русского географического общества. Сегодня вы, Виктор Петрович, приводите в качестве положительного примера работу белорусских географов. Это можно считать положительной оценкой работы «Хрустального компаса» в плане выявления проблемных моментов изучения и популяризации географии в России?
— Конечно. Сегодня все развитые страны имеют космические спутники дистанционного зондирования с уровнем разрешения аппаратуры менее метра. Это позволяет создавать свежие карты земной поверхности отличного качества. После ликвидации отечественного агентства геодезии и картографии федеральная служба «Росреестр» покупает карты у американцев. Последняя сделка обошлась в полтора миллиарда долларов. Для понимания сути проблемы: это стоимость строительства двух собственных космических аппаратов, с помощью которых мы могли бы создавать карты сами и продавать их кому угодно.
— Расскажите о критериях оценки проектов, которыми вы руководствуетесь, участвуя в заседаниях экспертного совета премии «Хрустальный компас».
— Значимость того или иного проекта для науки. Для образования. Для тех, кто считает себя патриотом родной страны, защитником природного достояния и исторического наследия России. Только так. Эти критерии ясны и понятны всему составу экспертного совета. Но это вовсе не означает, что решения принимаются единогласно. Бывает, спорим. Жарко спорим. Эти споры, как правило, вспыхивают при обсуждении творческих работ в жанрах кино, фотографии, информационного сопровождения.
— Ваши коллеги по работе в экспертном совете премии отмечали уникальность «Хрустального компаса» как регионального начинания, получившего всероссийский статус. В чем видите лично вы истоки успеха премии?
— В преемственности. В продолжении славных дел, начатых предшественниками. Например, славных дел войскового старшины Кубанского казачьего войска Евгения Дмитриевича Фелицына — уважаемого краеведа, картографа, этнографа, который в конце XIX века очень много сделал для развития российской географии. Мне, президенту Московского государственного университета геодезии и картографии — вуза, ведущего свою историю с 1779 года, это особенно понятно. Замечательно, что краснодарцы продолжают славные традиции предшественников и приумножают славу российской науки.
— Тут трудно что-то добавить. Виктор Петрович, разрешите пожелать вам успехов во всех новых проектах, осуществления планов по изданию долгожданного Атласа России и всего наилучшего. Спасибо за беседу.