Новости
Вернуться к списку материалов
СЕРГЕЙ ЗЕНГИН: "ПОЛУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ ПОМОЖЕТ НАМ СЛЕДОВАТЬ К НАМЕЧЕННЫМ ЦЕЛЯМ"

Проект Краснодарского государственного института культуры (КГИК) и издательства "Традиция" "Усадебное наследие Кубани" стал обладателем национальной премии "Хрустальный компас" в номинации "Издание". В четырех томах собрана информация о нескольких десятках экспедиций, в которых авторы исследовали более 100 объектов усадебного наследия юга России. Как это удалось, рассказали авторы проекта — проректор по науке и дополнительному образованию КГИК Наталья Гангур и преподаватель кафедры истории, культурологии и музееведения Дмитрий Гангур, ректор КГИК Сергей Зенгин, а также учредители издательства "Традиция" Надежда Мартынова и Алексей Белозёров.


На фоне стремительно протекающих глобализационных процессов наиболее важным становится сохранение национальной и культурной идентичности. Одним из её элементов является отечественное усадебное наследие. Кубанские усадьбы не имеют такой богатой истории как усадьбы центральных районов России. Но каждая из них воплотила в себе дух нового времени, явилась выразительницей идей целой эпохи, осязаемой частичкой нашей истории. К сожалению, время и люди беспощадны к памятникам усадебного наследия. Немногим из них удалось дожить до наших дней. И сейчас процесс разрушения сохранившихся продолжается. Авторами проекта проведена большая экспедиционная и изыскательская работа. Были обследованы усадьбы на местах, зафиксировано и описано их современное состояние. Всё это нашло отражение в серии книг, где соединены два подхода: научность и популярность. Каждый том открывает фамилии новых владельцев усадеб: дворян, купцов, мещан, разночинной интеллигенции и даже крестьян. Важную работу в этом процессе проделал коллектив издательства "Традиция", стремящийся создать такие книги, которые привлекли бы внимание не только историков-краеведов, но и всех, кого волнует история Кубани.


1.png

Экономия купца Захара Щербака. Фото: Краснодарский государственный институт культуры

— Как родилась идея вашего проекта? Почему для исследования и фиксации современного состояния усадебного наследия Кубани были выбраны Гулькевичский, Новокубанский, Сочинский и Туапсинский районы Краснодарского края?


Наталья Гангур: — Идея проекта по изучению феномена кубанской купеческой усадьбы у меня родилась ещё в начале 2000-х годов. Постепенно накапливался разнохарактерный архивный материал. Казачья (дворянская) усадьба конца XVIII — первой половины XIX века заставила искать ее следы в современной топографии сельских поселений. Но деревянные господские дома давно исчезли, а каменные (кирпичные) здания конца XIX — начала ХХ века если и сохранились в глубинке, то в изменённом виде. И кому они принадлежали — в большинстве случаев было неизвестно. Не дававший покоя вопрос обнаружения следов жизнедеятельности усадеб уже независимо от социального статуса их владельцев и побудил к комплексному изучению этого, как тогда казалось, призрачного явления. К этому надо ещё добавить недоверие специалистов, в первую очередь, историков, к предмету изучения. Какая на Кубани может быть усадьба? Никто этим вопросом не озадачивался и не изучал. В 2015 году мною был собран коллектив молодых ученых Краснодарского государственного института культуры и подана заявка на грант Российского фонда фундаментальных исследований. Наш проект "Дворянская и купеческая усадьба в социокультурном ландшафте региона (вторая половина XIX — начало XX века)" был поддержан. Началась интенсивная двухлетняя работа по его реализации.


В первую очередь в качестве маршрутов экспедиционных выездов были выбраны районы Закубанья – Гулькевичский, Новокубанский. Почему именно они? В фондах Государственного архива Краснодарского края мы обнаружили документы начала 1920-х годов, содержавшие лаконичные описания (в основном состав построек) национализированных купеческих, дворянских и крестьянских имений, называвшихся "экономиями". Даже обнаружили схематический план их расположения в Лабинском отделе, с указанием имён владельцев, что и определило вектор наших исследований.


2.jpg

Усадьба Никиты Николенко. Фото: Краснодарский государственный институт культуры



Дмитрий Гангур: — Необходимо пояснить, что Кубань издавна считалась казачьей территорией и представляла собой пограничные рубежи южных окраин Российской империи, где непрерывно, вплоть до 1864 года, велись военные действия. Большие земельные участки, размером от 200 до 1500 десятин, на которых впоследствии создавались экономии с усадебными комплексами, были пожалованы высшему офицерству за военную службу на Кавказе. Большинство владельцев этих участков "с окончательным умиротворением Кавказа", перешло на службу в столицы и во внутренние губернии России. Главными скупщиками их земель стали тавричане-овцеводы (выходцы из Таврической, Харьковской губерний), у которых появилась возможность скупить несколько дворянских участков и образовать крупные, обнимающие несколько тысяч десятин капиталистические экономии.


В основном они концентрировались в восточных районах Кубани — в Лабинском и Кавказском отделах Кубанской области (ныне Гулькевичский и Новокубанский районы). Именно здесь в ходе экспедиционных выездов были выявлены экономии/усадьбы ряда крупных землевладельцев-овцеводов, предпринимателей — купцов Николенко, Меснянкиных, Петриков, дворян Пеховских, крестьян Озеровых и др., как и пользовавшаяся всероссийской известностью образцовая многоотраслевая экономия "Хуторок" баронов фон Штейнгель. В ходе экспедиций мы обнаружили фрагменты усадебных комплексов, различимых по остаткам аллей парков, водоемов, склепов, часовен и усадебных строений жилого и производственного назначений. Надо отметить, что нам очень повезло с гидом — человеком неравнодушным, ищущим, переживающим за сохранение усадебного наследия. Вместе с педагогом дополнительного образования Натальей Борщаковой мы объездили весь Гулькевичский район, сделали фотофиксацию, а иногда и замеры, практически всех усадебных объектов.


Мы придерживались кустового принципа в исследовании, но в процессе работы собирали материал и по другим районам Кубани. Тогда нам казалось, что историко-культурное наследие Черноморского побережья Краснодарского края хорошо изучено и открыть что-то новое вряд ли удастся. Однако в 2017 году случай привел нас к руинам дачи "Суворино" в Туапсинском районе, о которой практически ничего не было известно, кроме того, что "Дом печатника". Мы стали работать и в этом направлении, и по мере погружения в материал осознали, что, несмотря на то, что некоторые объекты, казалось бы, у всех на виду, но информация о них, их владельцах довольно поверхностная, нередко даже легендарная. Поясним, популярные издания в глянцевых обложках и интернет-ресурсы, заполняющие лакуны в истории памятников, биографических коллизиях владельцев зачастую носят характер мифотворчества и основываются на местных легендах, анекдотических рассказах.


suvorina_1.jpg

Фасад с колоннадой "Суворино". Фото: Краснодарский государственный институт культуры


— Что было самым значимым в работе?


Наталья Гангур: — С одной стороны, мы стремились выявить, зафиксировать и описать памятник, его современное состояние, с другой — атрибутировать его, установить имена прежних владельцев и на основе всей совокупности собранных фактов воссоздать историю усадьбы, образ жизни её обитателей, по возможности, проследить дальнейшие их судьбы на переломе эпох, вплоть до сегодняшнего дня.


Дмитрий Гангур: — Результаты нашей работы мы стараемся популяризировать не только путем публикации статей, но и посредством инициированного нами и поддержанного Краснодарским государственным институтом культуры издательского научно-популярного проекта "Усадебное наследие Кубани".


Надежда Мартынова: — Деятельность издательства "Традиция" во многом направлена на привлечение внимания широкого круга читателей к развитию краеведения Кубани. Проект об усадебном наследии посвящён важному и, к сожалению, малоизученному аспекту нашей истории. Авторы проделали титанический труд, собрав и проанализировав городские легенды, поверья, чертежи и официальные документы. Мы же сделали всё возможное, чтобы создать издание, которое соединило в себе научный подход, красочность изложения и популярность подачи.


ekspedicii_4.jpg

Наталья Гангур в экспедиции. Фото: Краснодарский государственный институт культуры.


— С какими трудностями пришлось столкнуться? Расскажите о самых интересных объектах.


Наталья Гангур: — В ходе работы нам пришлось столкнуться, да и сейчас мы продолжаем сталкиваться с целым рядом трудностей или проблем. Первое — это выявление усадеб, определение их местонахождения. В ряде случаев, даже если мы находим в архивных документах описания экономий, усадеб, обнаружить их следы в современной застройке бывает очень трудно или уже невозможно. Другая ситуация: когда мы выявляем и фиксируем памятник архитектуры, остатки усадебных строений, но атрибутировать их в силу ряда объективных и субъективных причин оказывается трудоемким делом, иногда не приносящим желаемого результата. Местные легенды о призраках, кладах и замурованных в стенах домов красавицах и др. — это всего лишь острая приправа к восприятию исторического текста. Собрать по крупицам в архивах, музеях, частных собраниях, мемуарах и другой литературе фактологический материал, в том числе и фото, связав их в единую структуру, канву повествования, оказывается нелегкой задачей. У нас накопился большой изобразительный материал (фотографии) по памятникам усадебной архитектуры, но информация о них минимальна, и процесс поиска её растягивается иногда на несколько лет. Иногда радость открытия усадьбы омрачается горечью её полной и частичной утраты. Так мы нашли в с. Новоукраинском Гулькевичского района усадьбу купца Терентия Акимовича Николенко с красивым названием "Родники, но перед нашим приездом ее одели в сайдинг. А посетив через два года в 2017 году имение "Венцы" купцов Меснянкиных, мы обнаружили разобранную по кирпичикам водонапорную башню. И таких примером можно привести немало.


Дмитрий Гангур: — Были и очень приятные моменты в нашей работе, когда мы получали благодарственные отклики от потомков купцов, дворян, о которых писали, чью родословную восстанавливали по крупицам, поднимая большой пласт документов. Люди высказывали неподдельное удивление, что, наконец, пробудился интерес к этой теме в нашем крае, и мы произвели "археологические изыскания" следов исчезнувшей усадебной культуры. А самую большую радость мы испытали, когда в период подготовки второго тома серии "Усадебное наследие Кубани", куда были включены статьи об усадьбах братьев Никиты и Прокофия Николенко (Новокубанский район), нас разыскали потомки Никиты, живущие в Санкт-Петербурге. Его внучка впервые приехала со своей дочерью на Кубань, посетила имения не только своего деда, но других братьев Николенко и привезла уникальные фотографии из семейного архива, поведав нам эпизоды из их семейной жизни. Нам тогда так не хватало живого материала и портретных фотографий.


prokofiy_nikolenko_1.jpg

Усадьба Прокофия Николенко. Фото: Краснодарский государственный институт культуры


Усадьбы братьев Николенко — Якова ("Барвинок"), Прокофия ("Средняя экономия") и Никиты Фомичей Николенко, расположенные неподалеку друг от друга, составляют усадебное ожерелье Новокубанского района. Они сравнительно хорошо сохранились, в том числе и парковая зона, только благодаря тому, что были приспособлены под административные, музейные и храмовые здания. Это самые любимые нами объекты усадебной архитектуры, куда мы не раз возвращались. Еще одной "жемчужиной" в усадебном ожерелье Новокубанского района может стать усадьба в экономии купца Захара Щербака, деда писателя Александра Солженицына. Современники признавали её одной из самых благоустроенных образцовых экономий Лабинского отдела, "лучше которой не было на Кубани", подтверждением чему являются сохранившиеся усадебные жилые и производственные постройки, в том числе и большой бетонный резервуар искусственного водоема с купальней.


Среди дачных построек Сочи, на наш взгляд, самой красивой из сохранившихся является вилла "Вера" Мамонтовых-Костаревых с великолепным каменным трехэтажным домом-бельведером, построенным в 1910 году в стиле романтического модерна, террасами, фонтаном, садом, пальмовой эспланадой, образующими ансамбль. Здание сохранило первоначальную планировочную структуру и большей частью декоративное убранство (двери, лестницы, каминный зал и др.), обретя свои легенды и призраков. С начала 1990-х годов здание занимает Сочинский городской центр внешкольной работы.


vera_11323.jpg

Вилла "Вера". Фото: Краснодарский государственный институт культуры




- Что этот проект дал именно вам?

Дмитрий Гангур: — Этот проект вдохновляет нас на новые открытия, побуждает не останавливаться на достигнутом и открывает широкий простор для творчества. Проводя своего рода археологические изыскания, реконструируя прошлое, мы все более и более осознаем, что в истории нашей малой родины имеется еще так много лакун, и мы должны заполнить их, пока не исчезли под покровом модернизации последние остатки усадебной культуры. Работа в этом направлении ведется, и мы продолжаем нашу серию, готовя к изданию пятый том "Усадебного наследия", посвященный памятникам дачной архитектуры города-курорта Сочи.


Алексей Белозёров: — Сотрудничество издательства "Традиция" и Краснодарского регионального отделения Русского географического общества длится уже не один год. Благодаря совместной деятельности на свет появились издания, раскрывающие многообразие наследия России. Подача заявки на участие в "Хрустальном компасе" стала закономерным шагом в нашей работе. Премия помогла заинтересовать читателей по всей России и возродить интерес к дореволюционной истории и, в особенности, к ее малоизученным сторонам. Мы уверены, что ещё не один совместный проект послужит развитию краеведения Кубани.


ayr04717.jpg

Премию победителям вручил прославленный хоккеист, двукратный олимпийский чемпион и семикратный чемпион мира, посол доброй воли ЮНЕСКО и председатель Всероссийского обществ охраны природы Вячеслав Фетисов. Фото: Дмитрий Чунтул.


— Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что экспертный совет премии отметил именно вашу работу?


Сергей Зенгин: — В торжественной обстановке во время вручения наград на миг мы забыли, что сами являемся участниками. Когда объявили, что наш проект стал лучшим в заявленной номинации, первая мысль: "Мы это сделали!". Ведь это труд целой команды, который оценили по достоинству на самом высоком уровне. Это длинный путь, который мы прошли гордо и достойно, дело, которое поможет сохранить нашу родную культуру и показать всей стране и миру, каким огромным потенциалом обладает наша красавица Кубань. Получение престижной премии поможет нам следовать к намеченным целям, покоряя новые горизонты.


Надежда Мартынова: — "Усадебное наследие" — это не просто серия книг. Это настоящее исследование, за которым стоит целый коллектив людей: увлечённые авторы, архивисты, краеведы, историки и издатели. Издание уже полюбилось многим читателям, оценившим вклад в развитие культуры края.


— Расскажите о церемонии награждения "Хрустальным компасом": что вам понравилось?


Алексей Белозёров: — Церемония была поразительной и захватывающей. Приятно удивило внимание организаторов даже к самым, казалось бы, незначительным мелочам. Атмосфера праздника и понимание значимости происходящего, безусловно, подарили самые незабываемые моменты и воспоминания. И, конечно же, долгожданная награда, великолепный "Хрустальный компас" произвёл неизгладимое впечатление на всех присутствующих. Мы не раз слышали, как его сравнивают с премией Оскар. Нам посчастливилось прочувствовать это на собственном опыте: начиная от звёздных ведущих и заканчивая стильным оформлением зала. По возвращении в Краснодар хотелось поскорее со всеми поделиться увиденным и пережитым, рассказать о проектах-победителях и приглашённых гостях церемонии, обсудить судьбу нашего издания и новые идеи.


234.jpg

Церемония награждения. Фото: Дмитрий Чунтул



— Ваше пожелание организаторам премии и совет тем, кто решается подать заявку в этом году.


Надежда Мартынова: — Организаторам "Хрустального компаса" желаем неиссякаемого творческого вдохновения и как можно больше союзников и помощников в этом замечательном начинании: действительно нужном и важном не только для нашей страны, но и для всего мира.


Алексей Белозёров: — Хочется, чтобы всё больше людей интересовалось проектами, которые выдвигают на премию, и каждый гордился номинированными земляками. Уже сейчас организаторы премии и аудитория тесно взаимодействуют. Желаем, чтобы эта связь и дальше укреплялась, и интерес широкой публики возрастал год от года.


"Хрустальный компас" — престижная международная награда, которая вручается за выдающиеся достижения и уникальные проекты современности, направленные на сохранение природного и историко-культурного наследия. На соискание наград за 10 лет было выдвинуто 3312 проектов и уникальных достижений из 44 стран мира. В специальной номинации "Признание общественности", где победителя определяют путём интернет-голосования, свои предпочтения выразили более 2,3 млн человек. Премия проводится под эгидой Русского географического общества при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Победителей юбилейной, X премии "Хрустальный компас" наградили 8 декабря в Московском международном доме музыки. Стратегическими партнёрами церемонии выступили компания "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Краснодар", партнёры — компания ОТЭКО, партнёр по стилю — компания Indever.



Опубликовано: 24.04.2023