«Всероссийская акция «Заповедное путешествие леопарда»
«Всероссийская акция «Заповедное путешествие леопарда»
Приморский край
Акция «Заповедное путешествие леопарда» стартовала в России 11 января в рамках празднования Дня заповедников и национальных парков. Символ «Земли леопарда» в виде игрушечной фигурки отправился по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) страны, чтобы показать красоту и общность заповедной России.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Окулова Мария Аркадьевна, Раков Иван Алексеевич, ФГБУ «Земля леопарда»

Номинация:

Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историко-культурного наследия

Наименование проекта:

«Всероссийская акция «Заповедное путешествие леопарда»

Описание проекта:

Акция «Заповедное путешествие леопарда» стартовала в России 11 января в рамках празднования Дня заповедников и национальных парков. Символ «Земли леопарда» в виде игрушечной фигурки отправился по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) страны, чтобы показать красоту и общность заповедной России.

За год «леопард» из Приморского края посетил 53 заповедника и нацпарка, нередко оказываясь в труднодоступных местах. Так, фигурка редкого зверя была сфотографирована на фоне японского острова Хоккайдо на Курилах, у Ленских столбов, на Северном полюсе, в горах западного Саяна и Кавказа. Вместе с тем Лео не обходил вниманием и популярные доступные маршруты заповедников и нацпарков, отметившись, например, на тропах Байкальского заповедника, Кенозерского нацпарка, Ялтинского заповедника и многих других. Все передвижения зверя можно было отследить в соцсетях по хэштегу #турлео.

Как и планировалось в начале акции, ее логическим завершением стала фотосессия картонного хищника в Калининградской области в национальном парке «Куршская коса» – на самом западе России. Здесь гостя с Дальнего Востока ждал теплый прием и яркая экскурсионная программа. Лео «прогулялся» по песчаным дюнам, притаился среди ветвей «танцующих» сосен, побывал на побережье Балтийского моря и Куршского залива.

Перед создателями акции стояла ключевая проблема: низкая вовлеченность сотрудников заповедников и нацпарков России в единое профессиональное сообщество. Следствие проблемы – упущенные возможности профессионального роста, а также потери заповедной системой потенциально ценных кадров.

Несмотря на наличие множества общих проблем и задач, сотрудники заповедников и нацпарков России, как правило, мало общаются и делятся опытом друг с другом. В 2018 и 2019 годах на базе ФГБУ «Земля леопарда» состоялись семинары для пресс-секретарей особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России. Основным инструментом привлечения участников семинара стали личные знакомства сотрудников заповедников и нацпарков. В ходе проведения семинара вновь была выявлена проблема низкой осведомленности сотрудников заповедников как о работе коллег, так и об особенностях той или иной ООПТ.

В связи с вышесказанным, в преддверии Дня заповедников и нацпарков перед отделом по связям с общественностью ФГБУ «Земля леопарда» была поставлена задача поздравить и вместе с этим вовлечь коллег из других ООПТ в совместную акцию. Так родилась идея путешествия символа «Земли леопарда» через всю России по заповедникам и национальным паркам страны. Таким символом выступила картонная фигурка дальневосточного леопарда – самой редкой крупной кошки планеты. В настоящее время, благодаря созданию национального парка «Земля леопарда» и его эффективной работе, популяция зверя стабильно растет, увеличившись за последние 15 лет в три раза (до 100 особей).

По условиям акции «дальневосточный леопард» должен был «посетить» достопримечательности всех знаковых ООПТ страны и сфотографироваться на их фоне. С целью популяризации информации о заповедниках и нацпарках России, все полученные фотографии должны были публиковаться на страницах соцсетей ФГБУ «Земля леопарда», а также на страницах принимающих ООПТ. Все публикации отмечались хэштегом #турлео

При разработке стратегии акции «Заповедное путешествие леопарда», важно было соблюсти несколько принципиальных условий: 1. мотивировать сотрудников ООПТ участвовать в акции, 2. обеспечить передвижение фигурки леопарда по заповедникам и национальным паркам с минимальными финансовыми и временными затратами.

В мотивировании потенциальных участников акции помогли несколько факторов: 1.) Важная задача ФГБУ «Земля леопарда» по сохранению самой редкой крупной кошки мира – дальневосточного леопарда. Коллеги из ООПТ, будучи экозащитниками, с пониманием отнеслись к идее необходимости рассказать своей аудитории о столь уникальном звере и работе приморского национального парка.

2.) Широкая аудитория ФГБУ «Земля леопарда» (около 45 тыс. подписчиков в соцсетях, более 300 контактов СМИ). Одним из условий участия в акции для каждого ООПТ стала публикация фотографий из каждого заповедника и нацпарка, участвующих в акции, в соцсетях ФГБУ «Земля леопарда» с активной ссылкой на данную ООПТ. Это позволило каждому заповеднику и нацарку показать фотографии своих достопримечательностей принципиально новой аудитории, заведомо заинтересованной в экологическом туризме.

3.) Информационная поддержка Минприроды России и Росзаповедцентра.

Сотрудничество с коллегами из данных организаций позволило обеспечить информационную рассылку по большинству ООПТ страны с предложением принять участие в акции.

Изначально предполагалось, что фигурка леопарда будет отправляться в каждое ООПТ почтой. Однако понимая загруженность Почты России и все риски, а также отсутствие дополнительного бюджета на пересылку, было принято решение о рассылке макета леопарда для самостоятельного создания картонной фигурки леопарда. Для облегчения задачи макет сопровождался подробной фотоинструкцией по сборке фигурки.

Таким образом каждый участник должен был выполнить несколько шагов: 1) напечатать макет леопарда, вырезать его и собрать, 2) сфотографировать полученную фигурку на фоне яркого вида своей ООПТ либо ее достопримечательности, 3) прислать фотоснимки сотрудникам ФГБУ «Земля леопарда», 4) в заранее оговоренное время разместить на страницах ООПТ в социальных сетях пост о «визите» леопарда в данный заповедник или нацпарк с хэштегом #турлео

Перечисленные выше факторы дали свои плоды: большинство участников акции без особых проблем самостоятельно собрали фигурку леопарда и успешно выполнили все описанные шаги.

География проекта:

Национальный парк «Земля леопарда», Дальневосточный морской заповедник, Ханкайский заповедник, Лазовский заповедник, нацпарк «Зов тигра», Сихоте-Алинский заповедник, Нацпарк «Удэгейская легенда», Нацпарк «Бикин», Большехесцирский заповедник, Болоньский заповедник, Комсомольский заповедник, Заповедник «Ботчинский», заповедник Курильский, заповедник Кроноцкий, Магаданский заповедник, Нацпарк «Беренгия» (Чукотка), "Усть-Ленский" заповедник, нацпарк Ленские столбы (Якутия), природный заповедник "Норский", Сохондинский заповедник, национальный парк Подлеморье, Байкальский заповедник, заповедник «Азас», заповедник Столбы, Саяно-Шушенский заповедник, Хакасский заповедник, "Сайлюгемский" заповедник (Республика Алтай), Алтайский заповедник, заповедник "Юганский", заповедник "Басеги" (Пермский край), заповедник "Ненецкий", нацпарк «Башкирия», нацпарк «Самарская лука», Окский заповедник, нацпарк «Русская Арктика», Кенозерский нацпарк, Астраханский заповедник, Воронежский заповедник, Центрально-Черноземный заповедник, Приокско-Террасный заповедник, нацпарк «Лосиный остров», парк Зарядье – Москва, Валдайский национальный парк, Рдейский заповедник, нацпарк «Угра», нацпарк «Калужские засеки», заповедник «Брянский лес», Полистовский заповедник, заповедник «Утриш», Кавказский заповедник, Ялтинский заповедник, национальный парк "Приэльбрусье", ГКУ "Дирекций особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга", национальный парк «Куршская коса».

Цели и задачи:

Перед проектом была поставлена основная цель:
- укрепить коммуникацию внутри профессионального сообщества, заметно отметив День заповедников и национальных парков
Исходя из поставленной цели, проект был также призван решить ряд задач:
1) презентовать деятельность и задачи ФГБУ «Земля леопарда» в профессиональном сообществе и СМИ;
2) создать базу контактов коллег из других ООПТ для реализации последующих совместных проектов;
3) презентовать другие ООПТ России внутри профессионального сообщества и для сторонних ценителей природы через СМИ и соцсети;
4) расширить лояльную аудиторию ФГБУ «Земля леопарда» и как следствие – привлечь туристов, а также разного рода поддержку деятельности по сохранению дальневосточного леопарда.

Итоги реализации:

Акция «Заповедное путешествие леопарда» не потребовала дополнительного привлечения финансов со стороны организаторов, однако ее результаты превзошли заявленные ожидания.
Как и панировалось, акция завершилась 11 января 2020 года экскурсией «дальневосточного леопарда» в национальном парке «Куршская коса» в Калининградской области.
За 12 месяцев путешествия по стране фигурка «посетила» 53 заповедника и национальных парка. Годовое турне охватило все федеральные округи страны, в том числе - труднодоступные места. Так, фигурка редкого зверя была сфотографирована на фоне японского острова Хоккайдо на Курилах, у Ленских столбов, на Северном полюсе, в горах западного Саяна и Кавказа. Вместе с тем Лео не обходил вниманием и популярные доступные маршруты заповедников и нацпарков, отметившись, например, на тропах Байкальского заповедника, Кенозерского нацпарка, Ялтинского заповедника и многих других (список ООПТ-участников представлен в конце документа).
Участие каждой из ООПТ было абсолютно добровольным. Почти все сотрудники заповедников и нацпарков, принявшие участие в «путешествии», благодарили организаторов за возможность поучаствовать в интересном общем деле. Многие подчеркивали, что акция позволила ощутить себя частью команды - единого профессионального сообщества сотрудников ООПТ России.
Благодаря нестандартному подходу участников еженедельные публикации о путешествиях «леопарда» отличались разнообразием и суммарно только на страницах ФГБУ «Земля леопарда» набирали в среднем около 600-700 лайков (Instagram, Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники). Помимо этого, в среднем около 80 лайков публикации набирали на страницах принимающих ООПТ. Все публикации акции можно найти по хэштегу #турлео.
Коме того, благодаря привлечению к участию в акциях на ООПТ школьников и детсадовцев аудитория проекта значительно расширилась. Для детей проводились лектории, посвященные дальневосточному леопарду, а также мастер-классы по созданию фигурки зверя. В адрес организаторов приходили запросы о дополнительных материалах о дальневосточном леопарде. Сотрудники ООПТ проводили лектории в визит-центрах, музеях, школах, детских садах и детских библиотеках Магадана, Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского края, Новгородской области, Москвы, Архангельской области и других регионов страны.
Также немаловажно, что ряд ООПТ разместили на своих сайтах и разослали в СМИ релизы о своем участии во всероссийской акции. Совместно с релизами ФГБУ «Земля леопарда» это обеспечило более 60 публикаций в СМИ (из учтенных в Яндекс). Новости о путешествиях леопарда публиковали СМИ Приморья, региональные и федеральные издания.
Особенно ценно, что во многих случаях публикации в региональных изданиях позволили людям впервые обратить внимание на существование леопарда в России.
Таким образом организация акции «Заповедное путешествие леопарда» обеспечила достижение поставленной цели: участники проекта ощутили и делом показали причастность к единой заповедной системе России. Немаловажно, что символом объединения профессионального сообщества выступил дальневосточный леопард, популяция которого уверенно растет благодаря предпринятым природоохранным мерам.

Сроки реализации:

11 января 2019 года – 11 января 2020 года