«Усадьбы России»
«Усадьбы России»
Москва
В историко-культурном процессе русская усадьба занимает особое место.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Тихонова Ольга Викторовна, член-корреспондент РАХ, член Правления МСХ, член ТСХР, СХР

Номинация:

Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историко-культурного наследия

Наименование проекта:

«Усадьбы России»

Описание проекта:

При поддержке:
Московского Союза художников;
Российской академии художеств;
Комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям;
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры - (ВООПИиК)

В историко-культурном процессе русская усадьба занимает особое место. От хозяйственной постройки XVII века усадьба эволюционирует в XVIII -начале XIX веков в архитектурный ансамбль с пространственными ландшафтными композициями, к XX веку превращается в уютное поместье - дачу, но, главное, усилиями и душевной щедростью меценатов она становится местом притяжения творческой интеллигенции и процветания всех жанров культуры: театра, литературы, живописи. Усадебная культура была обусловлена личностью хозяина, его интенсивной духовной жизнью и стремлением создать свой идеальный мир и микроклимат. Она строилась на фундаменте национально-религиозных культов семьи и общинности. По мнению Ф.И. Достоевского в послепетровский период сложилась подлинно национальная для России форма сословности: общая жизнь интеллигентного дворянства и патриархального крестьянского мира в усадебном хозяйстве. Родовые имения А.С. Пушкина явились одним из факторов становления его эстетики и рождения поэтического дара. «Ясная поляна», где родился Л.Н. Толстой, известна всему миру как колыбель русского духовного подвижничества.

Тема усадебной культуры в творчестве О. Тихоновой далеко неслучайна... Она близка мастеру, ведь Ольга Тихонова родом с Орловщины. Именно там родились и жили такие замечательные русские поэты и писатели, как Н.С. Лесков, А.А. Фет, И.С. Тургенев, И.А. Бунин, Ф.И. Тютчев, М.М. Пришвин, Л.Н. Андреев и др. Более 300 дворянских родов размещались на орловской земле, развивая лучшие традиции усадебной культуры. Орловщина, эта питательная среда с глубокими традициями, обусловила и вдохновила на творчество О.Тихонову. Она дышала тем же удивительным воздухом, а образы великих земляков влекли ее в волшебный мир творчества и благословляли на свершения.

Таких мест осталось немного, и они являются культурным наследием не только отдельного города, но и всей нашей страны.
Тема возрождения усадеб поднимается сегодня на самом высоком государственном уровне. В июле 2019 года, например, в усадьбе М. Ю. Лермонтова Середниково прошел форум владельцев исторических усадеб. Мероприятие посетили заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец, министр культуры РФ Владимир Мединский и др.
Сохраняя и восстанавливая архитектуру, представляющую художественную ценность, мы сохраняем нашу культуру и историю.
О.Тихонова постоянно работает на пленэре, совершенствуя свое мастерство и развивая в себе способность осознания культурных традиций истории русского народа, читая и запечатлевая летопись усадебных хозяйств, еще сохранившихся на русской земле. Усадебная культура угасла, но памятники ее демонстрируют нам утерянный мир, красоту архитектуры, его быт, его достижения, благородные помыслы дворянской интеллигенции, многим из которых суждено было сбыться и увековечить феномен усадебной культуры.

Ольга Тихонова – это известный живописец, член Правления Московского Союза художников, член-корреспондент Российской Академии художеств.
Творчество Ольги Викторовны не только талантливо и профессионально, но и напитано ее уникальным живописным темпераментом и возвышенными помыслами, любовью к традициям в русском изобразительном искусстве и тонкой лиричностью, любованием красотою русской земли, трудом и жизнью своих современников.

В проекте представлены картины, посвященные и запечатлевшие усадьбы и парки России: Москва - Кусково, Парк Москворецкий, Царицыно, усадьба Лопухиных, усадьба графов Салтыковых, усадьба Тучковых, усадьба Долгоруковых и др., в экспозицию вошли также полотна О. Тихоновой, запечатлевшие парк «Дворянское гнездо» в г. Орле, усадьбы Гончаровых и Чернышевых в Яропольце, Спасское- Лутовиново в Орловской области, «Бежин луг» в Тульской области, усадьбу Павловых в Переславле-Залесском, Вяземских «Пущино-на-Наре», музей-усадьбу Архангельское, усадьбы Коломны, усадьбу Кашиной на родине великого поэта С.Есенина и др. ансамбли.

География проекта:

Выставки об усадьбах России прошли в сентябре 2019 г. в Московском Союзе художников-усадьба Лопухиных, в октябре 2020 г. во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) – Дом Нащокина. Проект далее будет путешествовать по России.
В проекте представлены картины, посвященные и запечатлевшие усадьбы и парки России: Москва - Кусково, Парк Москворецкий, Царицыно, усадьба Лопухиных, усадьба графов Салтыковых, усадьба Тучковых, усадьба Долгоруковых и др., в экспозицию вошли также полотна О. Тихоновой, запечатлевшие парк «Дворянское гнездо» в г. Орле, усадьбы Гончаровых и Чернышевых в Яропольце, Спасское- Лутовиново в Орловской области, «Бежин луг» в Тульской области, усадьбу Павловых в Переславле-Залесском, Вяземских «Пущино-на-Наре», музей-усадьбу Архангельское, усадьбы Коломны, усадьбу Кашиной на родине великого поэта С.Есенина и др. ансамбли. Создание картин продолжается вместе с путешествиями по историческим местам России.

Цели и задачи:

Важно рассказать будущим поколениям, а лучше визуализировать с помощью картин, выставок, о ценности архитектурных памятников, как о носителе нашей истории, о бережном отношении и сохранении памятников культуры.
Сохраняя и восстанавливая ландшафты и архитектуру, представляющую художественную ценность, мы сохраняем нашу культуру и историю.
Таких мест осталось немного, и они являются культурным наследием не только отдельного города, но и всей нашей страны.

Итоги реализации:

Проект получил широкий общественный резонанс. Удалось запечатлеть на полотнах ландшафты и памятники архитектуры, сделать две большие выставки, разместить информацию о выставках и широко осветить их в СМИ, показать работы многим зрителям, в т. ч. подрастающему поколению на выставках и в интернет.

Сроки реализации:

С сентября 2019 г. по настоящее время