«Усынови заказник»
«Усынови заказник»
Алтайский край
Ландшафты Алтайского края очень разнообразны: черневая тайга, вечнозелёные полосы сосновых ленточных боров, предгорные степи, солёные и пресные озера, солончаки и горные вершины. Для сохранения этого богатства, организована сеть особо охраняемых природных территорий.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Пожидаева Людмила Валерьевна

Номинация:

Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историко-культурного наследия

Наименование проекта:

«Усынови заказник»

Описание проекта:

Ландшафты Алтайского края очень разнообразны: черневая тайга, вечнозелёные полосы сосновых ленточных боров, предгорные степи, солёные и пресные озера, солончаки и горные вершины. Для сохранения этого богатства, организована сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Их общая площадь составляет 5,8 % от территории края, что значительно ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу, и не вполне достаточно для сохранения благоприятной окружающей среды в регионе. Но даже статус ООПТ зачастую не спасает охраняемые объекты от разрушения в результате промышленной эксплуатации природных ресурсов. Одна из самых острых проблем региональных ООПТ – недостаточный штат сотрудников. В Алтайском крае 38 заказников, общей площадью 765 тыс. га, охраняет всего 24 государственных инспектора. В такой ситуации не обойтись без общественного участия и поддержки. Отсюда – необходимость «опеки» охраняемых территорий со стороны общественных организаций, привлечение волонтёров и молодёжи к природоохранным мероприятиям.
С 2006 года на постоянной основе в Алтайском крае реализуется проект «Усынови заказник». Наши усилия направлены на вовлечение школьных экологических организаций в практическую научно-исследовательскую работу и сохранение редких видов флоры и фауны, ценных природных систем и объектов.
Участвовать в охране природы, решать экологические проблемы возможно только хорошо зная окружающий нас мир, а такие знания не получить в «кабинетных» условиях. Поэтому в первую очередь мы помогаем нашим активистам определиться с подшефной территорией: чаще всего ею становится близлежащий заказник или памятник природы, иногда территория, не имеющая заповедного статуса, но ценная в природном отношении. В последнем случае работа группы нацелена та то, чтобы у территории заповедный статус со временем всё-таки появился. Следующий шаг – мы помогаем коллективу выстроить системную круглогодичную работу по трём направлениям: исследования, практическая природоохранная работа и экологическое просвещение. Постоянно курируем руководителя, оказываем экспертную, методическую, консультационную и информационную поддержку, выезжаем в районы для проведения совместных мероприятий со школьниками на их подшефных территориях.
Чтобы мотивировать школьные коллективы на активную работу и иметь возможность поощрять тех, кто проявляет особое усердие и старание, круглогодично нами проводятся исследовательские природоохранные конкурсы. Это отличный инструмент стимулирования для участников. Соревновательный характер повышает включённость в работу со стороны школьников, пробуждает в них увлечённость к предмету исследований и азарт к победе. Облегчается работа и для учителя, который, имея благие намерения в деле охраны природы, не всегда обладает достаточными знаниями, как сделать это правильно. Пользуясь готовым положением конкурса, прописанными в нём заданиями и приложениями со ссылками на методические материалы, учитель чётко представляет весь фронт работ, которые можно сделать с пользой для живой природы в каждый конкретный сезон года.
В качестве награды отличившиеся группы поощряются специальной литературой – определителями животных и растений, Красной книгой Алтайского края, методическими пособиями, справочниками, а также оборудованием – биноклями, цифровыми фотоаппаратами, GPS-навигаторами, планшетами, экшн-видеокамерами, фотоловушками. Применение на практике этих призов позволяет ребятам в дальнейшем продолжать изучение и охрану природы на подшефных территориях, улучшая результаты своей работы.
Важно отметить, что каждый из конкурсов непременно включает в себя три направления: исследования, практическую часть и экологическое просвещение.
В рамках исследовательского направления работа ребят отличается в зависимости от сезона года. Зима – время подкормки зимующих птиц и наблюдения за ними на кормушках, ведение «Птичьих дневников», составление следопытского каталога и изучение животных по следам. Многие школьные группы помогают государственным инспекторам (егерям заказников) в проведении зимних маршрутных учётов, участвуют в троплении. Весной и осенью школьники проводят исследования причин и последствий пожаров на природных территориях, изучают заселяемость искусственных гнездовий, наблюдают фенологические процессы. Лето – это пора экспедиций. Ребята вместе с учителями проводят инвентаризацию «усыновлённых» территорий, выявляют места обитания редких и исчезающих видов растений и животных, ценных природных объектов, таких как гнёзда хищных птиц, старые дуплистые деревья, крупные муравейники, норные городища, составляют фотогербарии, изучают насекомых, инвазионные виды растений – каждый находит себе по душе объект для исследования.
Самым ценным в исследованиях школьников является поиск новых мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также мониторинг уже известных популяций и объектов. Мониторинг позволяет своевременно выявлять угрозы редким видам, предупреждать и устранять нарушения природоохранного законодательства, выделять зоны особой охраны в региональных заказниках и особо защитные участки лесов. Каждое наблюдение участники конкурса подтверждают фотодокументом и при помощи GPS-навигатора фиксируют точные географические координаты. Не всегда представленные школьниками фотофакты имеют художественную ценность. Однако если на снимке видны определительные признаки редкого вида, то научная ценность такого кадра очень высока, потому что позволяет учёным с уверенностью подтвердить наблюдение натуралиста, а значит чуть больше узнать о жизни того или иного исчезающего вида на территории нашего региона.
Занимаясь исследованиями из года в год, натуралисты накапливают базу данных о своей подшефной территории, регулярно пополняя её новыми сведениями. Важно подчеркнуть, что именно регулярность проводимых исследований позволяет оценивать динамику изменения численности животных и растений, а значит, способствует повышению эффективности реализуемых природоохранных мероприятий.
Практическая составляющая представлена в каждом конкурсе по-разному и также зависит от сезона года. Зимой – это изготовление и размещение кормушек для птиц, проведение противозаморных мероприятий на водоёмах, помощь в подкормке копытных животных. Весной и осенью – изготовление и установка разнообразных искусственных гнездовий, предотвращение пожаров на природных территориях, выращивание саженцев редких местных пород деревьев и кустарников на пришкольных питомниках с последующей высадкой в дикую природу, помощь егерям в обустройстве галечников, солонцов. Летом – установка информационных и предупреждающих аншлагов на границах охраняемых территорий, огораживание муравейников, очистка родников, снятие брошенных на водоёмах сетей.
Очень важно информировать местных жителей о состоянии окружающей среды и привлекать их к своей практической работе. Поддержка населения – залог успеха природоохранной работы. Именно поэтому непременной составляющей всех конкурсов проекта «Усынови заказник» является экологическое просвещение. Его ребята реализуют через районные и краевые газеты: регулярно рассказывая на их страницах о проводимой работе, ценности природных территорий и важности их «здоровья» для всех жителей Алтайского края. Кроме того, школьники проводят встречи и круглые столы с участием представителей сельских администраций, депутатов, руководителей крестьянских фермерских хозяйств. На этих мероприятиях они затрагивают такие вопросы, как неконтролируемые травяные палы, весенняя охота, распространение инвазионных видов флоры, пропагандируя идеи охраны родной природы.
Для общения участников между собой, а также со специалистами разных профилей (ботаники, микологи, лихенологи, орнитологи, териологи, энтомологи, географы и другие) используется площадка на базе социальной сети ВКонтакте – сообщество «Усынови заказник». Здесь взрослые и юные натуралисты делятся своими наблюдениями, задают вопросы экспертам, учёным и получают от них онлайн-консультации.
Важным звеном в работе школьных экологических групп является их сотрудничество с представителями власти. Многие тесно и плодотворно работают с сельскими депутатами, районными экологами, государственными инспекторами (егерями заказников), часто работа идёт с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей. Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передают в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги.
Работа по проекту «Усынови заказник» проводится системно и на постоянной основе, но каждый год мы стараемся вывести её на новый уровень, способствовать росту профессионализма наших активистов, увеличению количества её сторонников, тиражированию наработанного успешного опыта на другие территории, стараемся отыскать более эффективные способы сохранения природного наследия нашей Родины.
В 2020 году деятельность в рамках «Усынови заказник» была поддержана Фондом президентских грантов при реализации проекта «Практическая наука для школьников. Уровень – «Университет» (http://minprirody.alregn.ru/news/?id=9519). Это проект позволил нам наладить более тесный контакт научного сообщества и активистов проекта «Усынови заказник» на местах, расширить географию участников в Алтайском крае, апробировать новые формы вовлечения школьников в исследовательскую и природоохранную работу на ООПТ.
В зимнее время координатор «Усынови заказник» и некоторые из активистов посещали школы Алтайского края с целью тиражирования опыта и вовлечения в проект новых участников. В результате таких личных встреч в течение года к активу проекта изъявили желание присоединиться шесть школ. Нужно отметить, что две из них настолько активно включились в работу (http://usynovizakaznik.blogspot.com/2020/03/blog-post.html), что при нашей поддержке оперативно организовали у себя школьные лесничества и уже весной разбили небольшие питомники по выращиванию кедра (сосны сибирской). Для нашего региона это новый формат работы школьных лесничеств. Никто в Алтайском крае не занимается выращиванием саженцев кедра, несмотря на то, что порода ценная и достаточно редкая в регионе. Однако идея юных натуралистов пошла дальше: дети решили не просто выращивать саженцы кедра, а делать это для того, чтобы в последствии высаживать их в дикую природу на ООПТ, помогая восстановиться экосистеме черневой тайги в пределах заповедных территорий (заказников и национального парка) Салаирского кряжа, в местах где проводились массовые вырубки и на невосстановленных после золотодобычи землях. При оказании консультационной помощи с нашей стороны, обеим группам удалось ещё и привлечь финансирование на свою работу в виде Губернаторских грантов. Так 2020 год стал для нас началом ещё одного перспективного направления в работе «Усынови заказник» – восстановления кедра на Салаире при участии детских экологических коллективов.
В течение года прошли 8 исследовательских, природоохранных конкурсов для школьников. Задания по каждому из них разрабатывались совместно с научным куратором или экспертом. Все конкурсы были направлены на изучение самых разных живых объектов и их групп: птицы, звери, растения, гидробионты, насекомые – это дало возможность каждому ученику реализовать собственный интерес, приобщившись к изучению и сохранению природы.
В рамках исследовательских конкурсов школьники собрали в том числе и ценные сведения по редким видам из Красной книги. В настоящее время эти сведения переданы в редколлегию региональной Красной книги и проходят верификацию у узких специалистов, но уже сейчас учёные подтверждают ряд интересных находок. Например, обнаружение школьниками гнездовки настоящей из семейства орхидей (https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_30358). Ранее учёным известна была только одна точка произрастания этого вида в регионе, где они наблюдали два растения в 2007 году. Сейчас же натуралистами представлены сведения о нахождении вида в совершенно другом районе Алтайского края – это новая точка на карте, где обитает исчезающая орхидея! Не менее интересно и наблюдение бабочки эверсманнии исключительной – единственному в Европе и Сибири представителю семейства, характерного для тропиков и субтропиков. В Алтайском крае вид был известен энтомологам по единственной находке в 1994 году. Теперь на карте края появилась ещё одна точка, где за летний сезон 2020 года юные натуралисты встретили целых три экземпляра этой редкой бабочки и подтвердили свои находки (https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_30631). Такие ценные сведения, поступающие от юных исследователей, не единичны. Все они проходят верификацию учёных и пополняют базу данных редких видов растений и животных Алтайского края.
В течение весенне-летнего периода мы организовали выезды учёных Алтайского государственного университета к активистам «Усынови заказник» в районы края. Это были совместные мини-экспедиции экспертов с учителями и школьниками на их подшефных природных территориях. Во время экспедиций учёные с одной стороны показывали детям, как проводить научные исследования, с другой совместно с ними собирали материал для собственных научных изысканий. Школьники познакомились с методами и возможностями современных исследований, узнали, что такое наука изнутри, стали участниками процесса сбора научных данных и наладили прямой рабочий контакт с экспертами разных направлений.
В последствии в ходе личного общения с нами ребята не однократно отмечали, что такое плотное взаимодействие с учёными в этом году и постоянная поддержка с их стороны придавали им уверенности в своих силах при выступлениях на исследовательских конференциях, участии в викторинах и олимпиадах. Кроме того, близкий контакт юных натуралистов с учёными явился мощной мотивацией и для самих экспертов. Так в конце 2020 года руководство Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета приняло решение о формировании базы данных школьников – потенциальных абитуриентов, чтобы заниматься их профориентацией на регулярной основе и поддерживать интерес к естественно-научным дисциплинам. Около 100 ребят-активистов «Усынови заказник» оставили свои данные для этой базы.
Живой отклик учёных профильных факультетов ведущего ВУЗа региона на наши предложения о совместных мероприятиях со школьниками демонстрирует катастрофическую нехватку заинтересованных студентов по специальностям естественно-научного профиля. Нужно сказать, что все привлечённые эксперты после полевых выездов в 2020 году отмечали важность работы по проекту «Усынови заказник» и выразили готовность участвовать в дальнейших его активностях, чтобы поддерживать и развивать интерес ребят к полевым исследованиям. Таким образом мероприятия прошлого года способствовали увеличению количества экспертов и учёных, готовых сотрудничать с нашими активистами в дальнейшем на безвозмездной основе.
Взаимодействие школ и высших образовательных учреждений способствует развитию в регионе гражданской науки. Эксперты обобщили, верифицировали и обработали научно-значимый материал, собранный школьниками и учителями в рамках некоторых из исследовательских конкурсов 2020 года, и результатом этого стали 5 научных публикаций: 4 вышли в Русском орнитологическом журнале и 1 в Журнале общей биологии.
Ещё одним важным направлением в работе «Усынови заказник» в 2020 году стало проведение лекций по фандрайзингу для сельских учителей в районах края. Проведение исследований и практических мероприятий по охране природы часто сопряжено с необходимостью приобретения необходимого оборудования, расходных материалов, топлива для поездок – порой только это становится препятствием для того, чтобы организовать работу школьной команды на должном уровне. Кроме нескольких очных встреч на которых были разобраны основные моменты по поиску финансирования и подготовке конкурсной документации для школ и инициативных групп, была записана видео-лекция, которую мы опубликовали в открытом доступе для всех желающих на ютуб. Наряду со взрослыми, аналогичная работа проводилась со школьниками.
Впервые нами была проведена онлайн-школа по написанию заявок для детей старшего возраста. Лекции проходили на платформе zoom. Осознавая насколько важно, чтобы молодёжь как можно раньше узнала какие возможности им предоставляет современный мир для реализации собственных стремлений и планов, мы попытались изложить довольно сложную (даже для взрослого) информацию по подготовке заявок простым языком. Обучение прошли порядка 50 школьников, в ходе курса по интересам образовалось две команды ребят, которые в настоящее время пробуют свои силы и разрабатывают собственные природоохранные проекты для подачи заявок на очередной грантовый конкурс Росмолодёжи. Курс из 6 лекционных занятий для школьников был записан и также выложен в открытый доступ на нашем ютуб-канале.
Но, пожалуй, одним из самых важных событий в 2020 году стало расширение сети ООПТ Алтайского края: были созданы 5 новых памятников природы регионального значения. Инициатива по заповеданию данных природных территорий принадлежит школьным экологическим группам – активистам «Усынови заказник». Все наблюдения, которые были собраны учителями и школьниками учтены в материалах эколого-экономического обоснования памятников природы. Кроме этого, с идеей о создании памятника природы «Скала Сапсан» выступила ещё одна наша группа – команда «Юный натуралист» из Заринского района. Это предложение было поддержано Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и в соответствии с этим были оперативно внесены изменения в Схему развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 г. Разумеется, такие результаты являются значимыми для всех сторон и стимулируют продолжать взаимодействие дальше.
Положительный опыт проекта «Усынови заказник» показывает, что работу по изучению и сохранению природы силами инициативных школьных экологических групп необходимо вести на постоянной основе. Поскольку такой подход даёт практические результаты, а соответственно поддерживает и мотивацию молодёжи. Организовать интересную и полезную для природы работу силами школьных экологических групп можно при следующих условиях:
а) наличии постоянной подшефной территории, ценной с природоохранной точки зрения;
б) круглогодичной систематической работе, организованной на конкурсной основе с учётом сезонных особенностей.
Силами школьников под руководством учителей биологии и географии можно достигать научно-значимых и природоохранных результатов, при условии помощи и при сотрудничестве с профильными специалистами: преподавателями естественно-научных факультетов ВУЗов, сотрудниками НИИ, специалистами природоохранных структур, общественных экологических организаций. Системная работа также служит профессиональному ориентированию школьников.
Выбранные подходы и методы мы считаем эффективными, так как все они могут быть адаптированы и повторены в любом регионе нашей страны. Самое главное в работе – наладить эффективные каналы взаимодействия между экспертным сообществом и учительским корпусом, а также снабдить учителей методической базой и оборудованием, необходимым для проведения качественных школьных исследований.
Сохранение природы является следствием её увлечённого изучения. Поэтому мы считаем, что конкретное практическое выражение – сохранение ценных природных объектов, выводит проект «Усынови заказник» на научно-прикладной уровень.

География проекта:

Алтайский край

Цели и задачи:

Цель – привлечение внимания населения к проблемам особо охраняемых природных территорий и объединение усилий молодёжных экологических коллективов по сохранению дикой природы Алтая.
Задачи:
1. исследования ценных природных объектов и систем на существующих ООПТ; поиск сохранившихся уголков природы и придание им охранного статуса;
2. слежение за состоянием охраняемых территорий и оказание им конкретной практической помощи;
3. формирование положительного отношения населения к особо охраняемым природным территориям.

Итоги реализации:

Из-за того, что наш проект постоянно действующий, то не всегда возможно указать конкретные итоги за определённый период, так как значимые результаты часто бывают следствием предварительной работы, которая осуществлялась на протяжении продолжительного времени. Например, для достижения некоторых результатов нам потребовалось 10 лет кропотливого труда. Поэтому мы приведём в этом разделе в целом итоги по проекту, которых удалось достичь к настоящему моменту и отдельно постараемся обозначить важные промежуточные результаты, которые ознаменовали нашу деятельность в 2020 году.

• За время работы проекта «Усынови заказник» в Алтайском крае установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 36 школьных групп более, чем в 20 районах, «усыновлены» 15 заказников и 17 памятников природы, 1 ключевая орнитологическая территория и 5 других ценных природных территорий.
http://gazeta.ecokem.ru/2021/01/29/polozhitelnyj-opyt-raboty-programmy-usynovi-zakaznik-v-altajskom-...
• Ведётся совместная работа с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края в плане развития системы региональных ООПТ: благодаря инициативе и целенаправленной, кропотливой работе учителей и школьников, при поддержке экспертов проекта «Усынови заказник», были созданы 10 памятников природы регионального значения. В настоящий момент ещё несколько школьных коллективов работают над приданием заповедного статуса своим подшефным природным территориям.
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=10561
• Налажено сотрудничество школьных экологических групп с представителями власти, с сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, местными охотпользователями и лесопользователями, охотниками-любителями.
• Выстроено тесное взаимодействие и партнёрское сотрудничество с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, Тигирекским заповедником, национальным парком «Салаир», Краевым государственным учреждением «Алтайприрода» (Дирекция региональных ООПТ), Институтом биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета, Алтайским краевым детским экологическим центром, общественными организациями – Алтайским региональным отделением Общероссийского народного фронта, Алтайским отделением Союза охраны птиц России, Клубом AltaiNature, краевыми организациями «Экоклуб», «Планета», «Экологический актив».
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=9019
• В 2010 году в социальной сети ВКонтакте создано сообщество – «Усынови заказник», в которой налажен контакт участников сообщества с экспертами (ботаники, орнитологи, териологи, энтомологи и другие). На этой площадке взрослые и юные натуралисты делятся своими наблюдениями. Группа является открытой и любой желающий может получить консультацию, комментарий от эксперта, выложив своё наблюдение и задав вопрос. На настоящий момент в сообществе 1 500 подписчиков.
https://vk.com/usynovi_zakaznik
• С 2006 по 2013, а затем в 2017 и 2018 годах (в течении 10 лет) для самых активных участников «Усынови заказник» проводились образовательные Летние Лесные Школы и Школы Природы – полевые лагеря на природе, где в течение недели вместе проживали школьники, студенты, учителя и учёные. Эксперты не только в теории, но и, что самое главное, на практике делились своими знаниями и умениями, проводили полевые экскурсии и занятия. Обучали юных природоохранников и их педагогов на что следует обращать особое внимание при изучении природы, как предотвратить негативные изменения, которые возникают по вине человека. В ходе этих встреч ребята и взрослые получали навыки, полезные для практической природоохранной работы на местах, налаживали связи со специалистами для последующих консультаций и взаимодействия.
https://ecodelo.org/9000-usynovlennykh_territorii_stanet_bolshe-obrazovanie
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/23172-viii_vypusk_letney_lesn...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/44139-chemu_uchit_shkola_prir...
• В 2015 году благодаря ученику Айской СОШ Алтайского района Алтайского края Денису Болотову, был обнаружен ранее неизвестный для Алтайского края вид животных – минога сибирская. Эта находка юного натуралиста позволила учёным включить вид в региональную Красную книгу при её переиздании в 2016 году.
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_3285
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=6205
• Налажено активное участие школьников и учителей в ведении Красной книги Алтайского края. В 2016 году при её переиздании, нами были обобщены все сведения по редким и исчезающим видам, собранные группами, и переданы в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Все эти сведения были учтены авторами повидовых очерков, и внесены в новое действующее издание Красной книги. Всего было передано 366 наблюдений для 71 вида, среди которых было более 50 новых, ранее не известных учёным мест обитания «краснокнижников».
http://www.bio.asu.ru/search/news/27289/
https://www.asu.ru/news/27605/
https://altapress.ru/zhizn/story/altayskie-shkolniki-obnaruzhili-redkie-vidi-rasteniy-i-zhivotnih-20...
• В 2016 году обобщён положительный опыт работы проекта «Усынови заказник» в Алтайском крае за 10 лет и в целях его тиражирования издано одноимённое методическое пособие – «Усынови заказник». Электронный вариант выложен в открытом доступе в сети Интернет.
https://yadi.sk/i/cCh1O7GSugbaw
- в адрес Оргкомитета Премии направлен печатный экземпляр пособия
• С 2017 года в ходе сотрудничества с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на регулярной основе проходит совместный исследовательский конкурс – «Красная книга Алтайского края». Его результатом становится обобщение всех сведений о встречах и находках редких видов юными и взрослыми натуралистами региона в течение года, верификация представленных наблюдений профессиональным научным сообществом и выпуск под эгидой Минприроды края ежегодных Бюллетеней по ведению региональной Красной книги. К настоящему моменту вышли в свет два выпуска Бюллетеня и в ближайшее время ожидается выход третьего. В 2017 году школьниками предоставлены сведения по 108 редким видам растений и животных. В 2018 году количество наблюдений от натуралистов-любителей значительно выросло и охватывало уже 126 исчезающих видов. В 2019 году эти показатели составили 144 вида из Красной книги. Кроме того, все верифицированные наблюдения с указанием авторов попадают в электронную базу данных по редким видам растений и животных ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края», которая используется региональным Минприроды в работе с 2011 года. Эта информация применяется ведомством для наиболее эффективного выделения зон особой охраны в заказниках Алтайского края, предложений по созданию новых особо охраняемых природных территорий, выделению особо защитных участков лесов, а также при запросах со стороны природопользователей на разрешение осуществления ряда видов хозяйственной деятельности.
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=10654
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=10663
- в адрес Оргкомитета Премии направлены печатные экземпляры Бюллетеней по ведению Красной книги Алтайского края (вып. 1, 2)
• С 2017 года в рамках исследовательского конкурса «Чёрная книга флоры Алтайского края» при поддержке доктора биологических наук, профессора кафедры ботаники Алтайского государственного университета Татьяны Александровны Терёхиной начата работа по изучению инвазионных видов растений, их расселению и численности на территории Алтайского края. Ежегодный исследовательский конкурс позволяет учёным с помощью школьников и простых методик накапливать данные по видам-адвентам, отслеживая изменение ситуации в регионе.
http://www.bio.asu.ru/search/news/29848/
http://www.bio.asu.ru/search/news/27782/
• С 2018 года ежегодно совместно с Институтом биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета проходят научно-популярные сессии для активистов «Усынови заказник». На этих встречах активисты обмениваются опытом, рассказывают о своей исследовательской и природоохранной работе, общаются со студентами, консультируются с учёными и получают наставления по продолжению деятельности с учётом специфики их подшефной заповедной территории. В 2020 году в силу эпидемиологической ситуации такое мероприятие не состоялось.
http://www.bio.asu.ru/search/news/30635/
http://www.bio.asu.ru/search/news/35259/
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=8212
• В 2018 году создан канал на площадке ютуб для методической поддержки участников «Усынови заказник» и тиражирования опыта. На канале представлены видео-лекции с учёными, экспертами и опытными общественниками в деле охраны природы, дающими рекомендации о том, как организовать исследовательскую деятельность школьников. Рекомендации в роликах достаточно универсальные и могут быть легко адаптированы учителями из других регионов под особенности своей местности для выстраивания аналогичной работы. По мере возможностей канал пополняется новыми видео.
https://www.youtube.com/channel/UC88bjeGlB62DPlskdo4FIjQ/videos
• В 2019 году при поддержке наших коллег и сторонников был подготовлен справочник-определитель с большим количеством фотографий для определения натуралистами-любителями в полевых условиях редких и исчезающих видов растений и животных – «Полевой определитель редких растений и животных Алтайского края». Он стал большим подспорьем для учителей и школьников в исследовательской деятельности и практической работе по сохранению ценных природных систем и объектов. Определитель позволил активизировать развитие гражданской науки в регионе, так как любой заинтересованный человек, теперь может с помощью пособия самостоятельно определить научную ценность своей находки (наблюдения) и отправить сведения о ней в редколлегию региональной Красной книги. Определитель стал победителем конкурса «Лучшая книга Алтая» в номинации «Лучшее краеведческое издание» в рамках XV краевого фестиваля «Издано на Алтае».
http://akunb.altlib.ru/2020/09/25/v-barnaule-nazvali-luchshie-knigi-altaya-po-itogam-2019-goda/
- в адрес Оргкомитета Премии направлен печатный экземпляр Определителя
• С 2019 года начата работа по сбору данных о старовозрастных деревьях и их охране. Создана интерактивная карта, которая регулярно пополняется сведениями. На настоящий момент натуралистами Алтайского края обнаружено более 80 деревьев-патриархов 8 пород деревьев. Работа по поиску деревьев-долгожителей продолжается.
https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1Vak9ZiR-n4Cc9LoVeYilfiEctec4fWJm&ll=54.18555611486...
• В 2019 году проект «Усынови заказник» стала лауреатом в номинации «Зелёная планета» регионального этапа федерального конкурса на соискание Национальной премии «Гражданская инициатива», учреждённого некоммерческой организацией «Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив» и получил приз региональной премии «ЖИВАЯ КАПЛЯ».
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=8809
• За время существования проекта в природоохранную деятельность вовлечено более 10 тысяч человек (как молодёжи, так и взрослых).
• Многие из школьников, участвовавших в работе «Усынови заказник», стали студентами биологических и географических факультетов, поступили на ветеринаров, агрономов и лесников, связав с изучением и охраной природы свою будущую специальность. Они продолжают работу по сохранению дикой природы в студенческой среде, приходят к нам в команду как добровольцы и приводят своих друзей, включаются в текущую работу и предлагают собственные проекты.
• Работая в сотрудничестве с научным и экспертным сообществом, сельские учителя – активисты «Усынови заказник» – имеют совместные публикации с учёными в научных журналах и сборниках конференций разного уровня.
В. Н. Бердюгина, О. Я. Гармс К биологии размножения обыкновенной летяги в Алтайском крае // Фауна Урала и Сибири. Региональный фаунистический ж-л. - №1, 2017. – Изд-во: ИЭРиЖ Уро РАН. – С. 219-222 и другие.
• Регулярно нами оказывается консультационная поддержка и обучение фандрайзингу для учителей. В результате многие из школьных групп подают заявки на участие в грантовых конкурсах и получают финансирование на реализацию собственных природоохранных проектов. К настоящему моменту участниками проекта «Усынови заказник» реализовано более 35 собственных проектов.
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/43493-spasenie_chyornyh_aisto...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/43718-puteshestviya_so_smyslo...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/46928-elcovskie_shkolniki_usy...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/46438-ekologicheskaya_poznava...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/46396-puteshestvie_v_mir_prir...
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/46386-kedrovye_ostrova_vesti_...
• За 16 лет работы поддержку нашей деятельности оказывали российские и международные благотворительные фонды, органы государственной власти и местный бизнес. К настоящему моменту в рамках проекта «Усынови заказник» нами реализованы 14 проектов на общую сумму более 9 млн. рублей. В 2013 году поддержку проводимой нами работе напрямую выразил Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.
https://tayga.info/112512

Результаты работы в 2020 году:
• Одним из самых важных результатов стало создание 5 новых памятников природы. Инициатива по заповеданию данных природных территорий принадлежит школьным экологическим группам – участникам проекта. Все наблюдения, которые были собраны учителями и школьниками, учтены в материалах эколого-экономического обоснования памятников природы.
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=10436
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_31235
• С идеей о создании памятника природы «Скала Сапсан» выступили наши активисты – команда «Юный натуралист» из Заринского района. Это предложение нашло поддержку в Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края и оперативно были внесены изменения в Схему развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 г. (утверждена Постановлением Правительства Алтайского края № 2 от 18.01.2021 г.)
http://minprirody.alregn.ru/news/?id=10694
https://altairegion22.ru/region_news/esche-dvum-prirodnym-territoriyam-v-altaiskom-krae-planiruyut-p...
• Благодаря инициативе детского туристического отряда «Караван» – одного из старейших активистов проекта «Усынови заказник» – создан фильм «УСЫНОВИ ЗАКАЗНИК: сохраняем природу вместе», рассказывающий о сути проекта на примерах его активных участников, дающий зрителям не только знания с чего начать и как организовать работу по исследованию и охране природы, но и мотивацию к активным действиям.
https://www.youtube.com/watch?v=W51IX31Ie8I&t=31s
• К деятельности проекта «Усынови заказник» в течение года присоединились 6 новых школьных коллективов из 6 районов Алтайского края.
• Проведены 8 исследовательских природоохранных конкурсов в ходе которых школьники под руководством своего учителя и научных кураторов знакомились с разными живыми объектами и группами организмов на своих подшефных территориях: птицами, зверями, растениями, гидробионтами, насекомыми, грибами и лишайниками. Всего в конкурсах приняли участие более 1500 школьников под руководством 88 учителей.
http://usynovizakaznik.blogspot.com/p/blog-page_20.html
https://vk.com/doc3458324_587828947
• Проведены 12 совместных исследовательских экспедиций экспертов проекта «Усынови заказник», учёных Алтайского государственного университета и Тигирекского заповедника в районы к школьным группам для совместных исследований и уроков в природе. Это позволило ребятам и учителям получить уникальный опыт совместной работы с биологом в полевых условиях, задать свои вопросы, отточить методику сбора материала в рамках собственных исследовательских работ.
http://www.bio.asu.ru/news/37846/
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/45865-izuchat_prirodu_s_uchyo...
http://www.bio.asu.ru/news/37671/
http://tigirek.ru/ru/node/1514
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/46501-nikogda_ne_znaesh_chto_...
• Благодаря тесному сотрудничеству с учёными при проведении полевых исследовательских экспедиций расширился круг экспертов, готовых оказывать поддержку нашим юным исследователям природы в дальнейшем. Теперь школьников консультируют специалисты – миколог и лихенолог.
• Юными натуралистами в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также учёным предоставлена информация о наблюдениях для 84 редких видов растений и животных из региональной Красной книги (всего 262 наблюдения), встреченных в течении 2020 года.
https://vesti22.tv/news/krasnaya-kniga-regiona-kak-eto-rabotaet/
• Опубликованы 5 научных статей: 4 из них вышли в Русском орнитологическом журнале и 1 в Журнале общей биологии. В этих материалах активисты «Усынови заказник» – школьники и учителя – являются соавторами, или же в тексте приведены ссылки на их наблюдения с сохранением авторства.
А. Л. Эбель Встречи белого аиста Ciconia ciconia в Алтайском крае // Русский орнитологический журнал. – Том 29. – Экспресс-выпуск 2004. – 2020. – С. 5612-5614 (в материал вошли данные участников проекта)
А. Л. Эбель Новые виды авиафауны Алтайского края // Русский орнитологический журнал. – Том 29. – Экспресс-выпуск 2017. – 2020. – С. 6141-6150 (в материал вошли данные участников проекта)
А. Л. Эбель Новые сведения о редких видах авиафауны Алтайского края (неворобьиные) // Русский орнитологический журнал. – Том 30. – Экспресс-выпуск 2020. – 2021. – С. 3-19 (в материал вошли данные участников проекта)
А. Л. Эбель Новые сведения о редких видах авиафауны Алтайского края (воробьиные) // Русский орнитологический журнал. – Том 30. – Экспресс-выпуск 2023. – 2021. – С. 141-169 (в материал вошли данные участников проекта)
«Флора России» на платформе iNaturalist: большие данные о биоразнообразии большой страны. А. П. Серёгин и др. // Журнал общей биологии, № 3. – Том 81. – 2020. – С. 223-233 (среди соавторов статьи есть участники проекта)
• Участниками «Усынови заказник» заложены питомники по выращиванию кедра (сосны сибирской) на базе двух школ в Тогульском и Ельцовском районах. Для региона это новый формат работы школьных лесничеств. Никто в Алтайском крае не занимается выращиванием саженцев кедра, несмотря на то, что порода ценная и достаточно редкая в регионе. У детей в планах высадка выращенных саженцев в дикую природу в пределах заповедных территорий – заказников и национального парка «Салаир» в целях содействия возобновлению ценной хвойной породы и рекультивации нарушенных природных территорий после добычи золота и массовых промышленных лесозаготовок.
https://www.youtube.com/watch?v=Tv5hg7XO3yk&t=5s
https://vk.com/doc3458324_587830358 – краевая газета «Природа Алтая» № 6 2020, с. 8
• Совместно со специалистом по лесному делу проведено детальное обследование 29 деревьев хвойных пород из ранее выявленных школьниками старовозрастных экземпляров. Подготовлена совместная научная статья для журнала «Устойчивое лесопользование» (публикация ожидается в ближайшем номере в 2021 году). На основе результатов проведённых исследований в настоящее время нами готовится материал для подачи заявки на участие во Всероссийской программе «Деревья – памятники живой природы».
http://minprirody.alregn.ru/news/oopt_/?/2020/06/30/10112_samyie_bolshie_altayskie_derevya_gotovyats...
• 13 школьников стали призёрами, лауреатами или были отмечены организаторами специальными призами за участие в различных экологических и исследовательских мероприятиях краевого уровня.
http://minprirody.alregn.ru/news/ekoprosveshhenie/?/2020/11/16/10546_finalistyi_konkursa_deti_altaya...
http://www.bio.asu.ru/news/39536/
• Бывшая школьница Яна Плешкова (Айская СОШ Алтайского района Алтайского края) – сегодняшняя выпускница проекта «Усынови заказник» в сентябре 2020 года поступила на географический факультет Алтайского государственного университета на льготных условиях, как победитель и призёр перечневых олимпиад. Ещё четверо ребят (Андрей Беспалов, Алина Боксорн, Софья Ветрова и Екатерина Корнева) изъявили желание по завершении школы поступать на биологический и географический факультеты.
https://bedyanaplshk.blogspot.com/2020/02/blog-post.html
• Восемь наших активистов «Усынови заказник» – учителей были отмечены наградами от органов государственной власти и общественных объединений за экологическую работу с детьми. Так, 7 преподавателей получили грамоты от Губернатора Алтайского края, благодарственные письма от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Одному из учителей – участников проекта была присуждена премия Губернатора Алтайского края имени Степана Титова 2020 года в сфере экологического просвещения и ещё один учитель получил премию «Натуралист 2020 года» от общественного объединения «Клуб исследователей природы Алтая – AltaiNature».
http://minprirody.alregn.ru/news/ekoprosveshhenie/?/2020/12/21/10637_itogi_i_planyi_yunnatov_iz_eko_...
http://minprirody.alregn.ru/news/ekoprosveshhenie/?/2020/12/07/10593_mechtyi_sbyivayutsya_s_programm...
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_31081
https://vk.com/wall-55566547_32356
• В течение года в печатных СМИ краевого и районного масштаба вышло более 15 статей, рассказывающих о мероприятиях «Усынови заказник»; около 200 публикаций размещены на сайтах государственных органов, новостных и экологических интернет-площадках; порядка 125 постов было выложено в социальных сетях ВКонтакте, Фэйсбук и Одноклассники.
https://vk.com/doc3458324_587831096 – краевая газета «Природа Алтая» № 9 2020, с. 12
https://vk.com/doc3458324_587831044 – краевая молодёжная газета «САМИ» №14 от 24.07.2020, С. 4-5
http://talmenkalife.ru/2020/11/13/nashim-pernatym-ne-strashny-xoloda-talmenskie-shkolniki-sovmestno-... – сайт газеты Тальменского района Алтайского края
https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/altayskiy_kray/45911-karavan_v_aleusskom
http://altaipriroda.ru/news/ekoprosveshhenie/?/2020/12/16/10625_vstrecha_edinomyishlennikov
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_31076
https://www.facebook.com/tigirek/posts/3639781399442558
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_31655 и другие
• Один из радиорепортажей, рассказывающий о поездках учёных к школьникам для проведения полевых занятий в природе в 2020 году, стал победителем в номинации радийщиков «Экорупор» Всероссийского конкурса экологической журналистики «Территория завтра» Благотворительного экологического фонда «Цивилизация» (г. Нижний Новгород).
https://eco-civilization.ru/territoriya-zavtra/opredeleny-finalisty-konkursa-territoriya-zavtra-2020
https://vk.com/usynovi_zakaznik?w=wall-55566547_31041
• В рамках тиражирования и обмена опытом 4 научно-популярных материала участников проекта «Усынови заказник» были опубликованы в Альманахе Моя Сибирь (вып. 2, 2020 г.), издаваемом Федеральным исследовательским центром Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск).
http://conf.bionet.nsc.ru/7src2019/wp-content/uploads/sites/33/2019/09/2020_My_Siberia-2_2020_compre...
• В ноябре в рамках одного из онлайн-семинаров Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», который состоялся на площадке Алтайского краевого детского экологического центра, по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников» опытом своего участия в работе проекта «Усынови заказник» и организацией исследовательской работы школьников пригласили поделиться руководителя школьного лесничества «Салаир» Ельцовской школы. Аудитория мероприятия насчитывала 1100 человек, а география участников насчитывала представителей более чем 40 регионов России: от Камчатского края до Калининграда и Крыма. Важно отметить, что это школьное лесничество появилось после знакомства учителя с координатором «Усынови заказник» весной 2020 года и за совсем короткий срок, благодаря собственным стараниям и поддержке наставников, стало настолько успешным и заметным в регионе.
https://akdec.ru/news/2592
• Проведены две очных лекции по фандрайзингу для учителей и педагогов дополнительного образования в городах – Бийск и Рубцовск (участие приняли 76 человек), а также записана одна видео-лекция, которая выложена в открытый доступ для всех желающих на ютуб-канале проекта «Усынови заказник» для тиражирования.
https://nko22.ru/news/v-ramkakh-proekta-prakticheskaya-nauka-dlya-shkolnikov-uroven-universitet-v-bi...
https://www.youtube.com/watch?v=5VDoU1nYUCY&t=7601s
• Впервые проведена онлайн-школа по написанию заявок на гранты для старших школьников. На платформе zoom состоялись 6 занятий с информацией о тех возможностях, которые существуют для современного человека, если он может чётко и структурированно излагать свои идеи на бумаге, об основных разделах любого проекта, нюансах командной работы и возможных источниках финансирования. Сложный материал был адаптирован под молодёжную аудиторию. Обучение прошли порядка 50 школьников Алтайского края. Записи занятий онлайн-школы выложены в открытом доступе на ютуб-канале проекта.
https://www.youtube.com/watch?v=5JYdBYXiQZo
Радует, что проект «Усынови заказник» в Алтайском крае успешно развивается: ширится его география и увеличивается количество участников. А это значит, что интерес молодого поколения к проблемам охраны природы не угасает. Мы уверены: практические природоохранные результаты – залог искреннего интереса молодёжи к изучению и сохранению мира дикой природы!

Сроки реализации:

Проект является постоянно действующим в Алтайском крае с 2006 года.
В заявке освещены достижения проекта, как за весь срок работы, так и отдельно описаны проведённые мероприятия и результаты за период 01 января – 31 декабря 2020 г.