Эколого-просветительский проект «Открывая Байкал»
Эколого-просветительский проект «Открывая Байкал»
Республика Бурятия
Комплексный проект «Открывая Байкал» – это инициированный, организуемый и реализуемый педагогами и администрацией школы проект экологического просвещения и пропаганды принципов устойчивого развития.
Проголосовало:
Поделиться в соц. сетях:

Автор проекта:

Верхотурова Алена Владимировна, Белькова Ирина Александровна, Каправчук Анна Николаевна, Попова Анна Иннокентьевна

Номинация:

Просвещение

Наименование проекта:

Эколого-просветительский проект «Открывая Байкал»

Описание проекта:

Комплексный проект «Открывая Байкал» – это инициированный, организуемый и реализуемый педагогами и администрацией школы проект экологического просвещения и пропаганды принципов устойчивого развития. Основная цель образовательного проекта - создание площадки экологического образования молодежи в контексте задач развития исследовательской деятельности и формирования активной позиции в сохранении национальных природных ресурсов.
Проект «Открывая Байкал» стартовал в 2019 г. Основные форматы Проекта – проведение офлайн- и онлайн-активностей со школьниками и педагогами в течение учебного года, по итогам которых лучшие отбираются на 12-тидневный летний лагерь непосредственно на озере Байкал («Байкальская международная школа»). В течение очного этапа проекта прошедшие отбор школьники под руководством ученых и опытных педагогов участвуют в исследовательских и проектных секциях по направлениям, согласующимся с Целями устойчивого развития ООН. В 2019-2021 гг. в проекте действовали секции: экологическая безопасность, сторителлинг в эко-журналистике, биомониторинг прибрежной зоны Южного Байкала, физика и альтернативные источники энергии, историческое краеведение, школа юного метеоролога, гидробиология, английский язык для интерпретации природного наследия, тележурналистика, экологический мониторинг, астрономия и навигационные системы, «Новое лицо региона», инструменты хайтек в создании местных сувениров, разработка и картирование туристических маршрутов и др. Источники финансирования проекта – средства ОАО «РЖД», грант «Фонда Президентских грантов», субсидии регионального бюджета, спонсорские средства.
На первом онлайн-этапе (ноябрь) участники познакомились с инструментами онлайн-взаимодействия и алгоритмами реализации проекта или исследования, выяснили отличия исследований и проектов и требований к ним; выбрали сферу, которую хотят исследовать, узнали, как формулируются цели и задачи исследования, основные методы их решения, как планируется исследование, как искать и анализировать литературные и интернет-источники.
На втором онлайн этапе (декабрь-март) подростки в секциях при удаленном научном руководстве индивидуально или парами выбрали темы исследований, сформировали планы исследовании и идеи проектов, подготовили их дорожные карты, произвели само- и взаимооценку актуальности поставленных задач, оценили имеющиеся ресурсы, произвели работы в соответствии со своими планами. В феврале ребята апробировали инструменты для самооценки качества оформления выполненных исследований и проектов (чек-листы), посетили мастер-классы по подготовке к онлайн-защите, получили рецензии на свои работы. В марте состоялась итоговая онлайн-конференция «Открывая Байкал»; эксперты из вузов и научных учреждений заслушали доклады участников онлайн-школы о выполненных исследованиях и дали на них развернутую обратную связь. Результатом исследований стали весьма достойные по количеству собранных и проанализированных данных работы по орнитологии, лихенологии, биомониторингу животных на территории Байкальского заповедника, краеведению, изучению литературы коренных народов Прибайкалья, изучению взаимосвязи солнечной и геомагнитной активности в разных регионах России, игровой проект по географии городов Байкала. По итогам онлайн-конференции авторы лучших исследований были премированы бесплатным участием в очном этапе проекта («БМШ»), авторы трех лучших работ рекомендованы на Всероссийскую конференцию «Тропой открытий В.И.Вернадского». В рамках онлайн-школы было организовано и совместно с Институтом непрерывного образования Бурятского государственного университета и Межрегиональным общественным движением педагогов «Исследователь» реализовано обучение тьюторов учебных исследований для педагогов из разных регионов России.
В июле стартовал очный этап проекта - «Байкальская международная школа.
Содержание очной школы:
- исследовательская и проектная деятельность в тематических секциях;
- экскурсии по экотропам и музеям Байкальского заповедника, объектам исторического наследия поселка Танхой;
- однодневный поход «В дебри Хамар-Дабана»;
- командообразование, развитие soft-skills, спортивная и развлекательная программы;
- природоохранные и экологические акции.
Изучая на практике многообразие природы Байкала, экспериментируя, обрабатывая массив данных и проводя лабораторные опыты, участники очного этапа Проекта «Открывая Байкал» формируют навыки исследовательской и проектной деятельности, которые в дальнейшем позволяют им успешно участвовать в региональных и всероссийских конференциях проектно-исследовательских работ.
Во время Проекта на станции Танхой ежегодно работает передвижной вагон-лаборатория Центра охраны окружающей среды Восточно-Сибирской железной дороги. Совместно с сотрудниками вагона-лаборатории участники секции экомониторинга работают на специализированном оборудовании, ведут системную многолетнюю работу по анализу шумового загрязнения, воздуха, почвы, воды. В ходе экскурсий с возможностями и технологиями работы инженеров-экологов вагона-лаборатории знакомятся все участники проекта. В 2021 году участниками секции экомониторинга по 10 параметрам исследованы 23 пробы воды из ручьев, рек, колодцев, скважин и озера Байкал, сделаны выводы о соответствии этих проб параметрам питьевой воды и о целесообразности использования бытовых фильтров для улучшения ее качества.
Мусор на берегах Байкала становится для участников проекта не только поводом для проведения инициативных экологических акций, но и объектом изучения как секции «Экобезопасность», так и инициативных групп. В частности, в 2019 году участники школы вместе с участниками экспедиции Байкальского клуба и Туристского информационного центра Республики Бурятия «Байкал» озаботились вопросом о том, какого мусора на Байкале больше всего. Исследование на нескольких участках береговой линии было проведено по международной методике под руководством зав.лабораторией НИЦ «Курчатовский институт» Зоригто Намсараева.
«Открывая Байкал» стремится предоставить подросткам возможность предпрофессиональных проб в разных сферах деятельности, показать, что наука и экологический мониторинг требуют не однократных усилий, а регулярной, планомерной, систематичной работы. Так, в 2019-м году юные метеорологи запускали дрон для получения данных из разных слоев атмосферы каждые 2 часа. Участники секции экомониторинга накапливают ежегодные данные и сопоставляют их, изучая динамику изменений.
Участники секции тележурналистики получают опыт научной журналистики, примеряют на себя роли участников каждой секции. Участники секции «Сторителлинг в экожурналистике» поняли, что для создания трехминутного ролика о влиянии лесных пожаров на социальные и природные системы необходимо проинтервьюировать докторов наук, научных сотрудников заповедника, местных жителей, провести факт-чекинг полученных данных.
Участники секции «Краеведение» анализируют архивные карты и схемы, проектные документы времен Байкальской паромной железнодорожной переправы, Кругобайкальской железной дороги, выезжают на замеры на речку Выдриная, на берег Байкала, сопоставляют современные объекты и артефакты с изображениями архивных карт поселка.
Юные гидробиологи произвели в рамках полевой экспедиции забор материала для комплексной оценки реки Осиновка методами биоиндикации.
Участники секции английского языка осваивают интерпретационный перевод, готовя тексты для аншлагов экотропы Байкальского заповедника и туристические буклеты. В частности, в 2019 году коллективной работой секции стал текст и его перевод для аншлага этногородка, посвященного природоохранным традициям народов Забайкалья.
Очный этап проекта завершается конференцией, на которой участники Школы представляют свои научные изыскания по состоянию и проблемам Байкальского региона, их решению и предотвращению, разработкам нетравматичных для природы туристических маршрутов, презентации трейлеров фильмов, повышающих интерес молодых туристов к Южному Байкалу. Лучшим из лучших юным исследователям вручается «хрустальная капля» - памятный знак «Открывая Байкал».
Обеспечивая возможность дистанционного научного руководства и получения качественной экспертизы своих гипотез, планов и методов исследования, собирая юных исследователей на Байкале, проект уравнивает шансы на доступ к качественному образованию школьников из малых поселений, не имеющих вузов и научных центров. География проекта – от Ленинградской до Амурской областей. Направленность исследований и проектов, участие в экоакциях и личный опыт пребывания на охраняемой территории (Байкальский заповедник) формирует у участников проекта бережное отношение к биоценозам водно-болотных угодий и суши, укрепляет ценности, согласующиеся с принципами устойчивого развития.

География проекта:

Республика Бурятия, Иркутская область, Московская и Ленинградская области, школы ОАО «РЖД», Республика Беларусь.

Цели и задачи:

Цель - создание площадки экологического образования молодежи в контексте задач развития исследовательской деятельности и формирования активной позиции в сохранении национальных природных ресурсов.
Задачи:
1. повышение мотивации старшеклассников к исследовательской и проектной деятельности в сфере задач, актуальных для сохранения природы, ФГПУ «Байкальский заповедник», ОАО «РЖД», муниципалитетов и региональных предприятий ;
2. развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, инженерно-технической деятельности;
3. формирование навыков исследовательской и проектной деятельности через практическое изучение многообразия природы Байкала;
4. организация межрегионального и международного сотрудничества в области образования для устойчивого развития;
5. предоставление возможностей для профессионального самоопределения, оценки своих способностей и качеств в выборе профессии из спектра биологических, экологических, IT и инженерных направлений;
6. формирование у учащихся опыта межкультурного общения в различных видах совместной деятельности;
7. выявление, сопровождение и поощрение одаренных в исследовательской и проектной деятельности подростков.

Итоги реализации:

Онлайн-школа проектов и исследований в 2020-21 гг. - 400 школьников и 50 педагогов, участие в очной школе - 300 подростков. Школьники Танхоя в заняли 63 призовых мест на Всероссийских и региональных конференциях.
В эко-просвещение, работу со школьниками и экспертизу вовлечены 49 научных сотрудников, преподавателей вузов, сотрудников заповедной системы и экологических НКО.
Повысили квалификацию и получили опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности 300 педагогов.
Онлайн-курс по основам исследовательской деятельности, база данных лучших ученических исследований, выполненных в Прибайкалье.
Чек-листы для самопроверки исследований и проектов, подготовки к очной и онлайн-защите, технологические карты исследований, сценарии апробированных воркшопов, брифингов и игр.
Созданы подростками в рамках секций проекта видеоскрайбинговый ролик «Наш дом в огне» (профилактика лесных пожаров), мини-фильм «Время выбирать» (исследовательская деятельность на Байкале).

Сроки реализации:


2021 г.