Экологический патруль – научно-образовательный общественно-просветительский проект, направленный на выявление, фиксацию и информирование контрольно-надзорных органов в области охраны окружающей среды с помощью общественных активистов школьного возраста о фактах нарушения экологического состояния окружающей среды в различных регионах России.
Автор проекта:
Смирнов Иван Алексеевич
Номинация:
Просвещение
Наименование проекта:
Всероссийский конкурс экологических проектов «ЭкоПатруль»
Описание проекта:
Экологический патруль – научно-образовательный общественно-просветительский проект, направленный на выявление, фиксацию и информирование контрольно-надзорных органов в области охраны окружающей среды с помощью общественных активистов школьного возраста о фактах нарушения экологического состояния окружающей среды в различных регионах России.
Цель проекта: вовлечение детей и молодежи в деятельность в области экологии, естественных наук и охраны окружающей среды через организацию соревнований и ведение проектов, стимулирование интереса к занятию научно-техническим творчеством, разработке креативных идей и решений в экологической сфере.
Проект создан в 2019 г. в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации о привлечении молодежи к решению проблем в сфере экологии.
Задачи
- развитие экологической культуры школьников методом исследовательской и проектной работы
- получение школьниками знаний и развитие компетенций в экологии, биотехнологии, агробиологии
- развитие межрегиональной сети школьного экологического мониторинга
- разработка методических материалов по применению созданного оборудования в учебном процессе в системе общего, среднего и дополнительного образования
- разработка предложений по межведомственному взаимодействию в системе государственного экологического мониторинга
Ожидаемые результаты:
- Сформирована сеть школьного экологического мониторинга
- Разработаны алгоритмы межведомственного взаимодействия в области участия молодежи в вопросах охраны окружающей среды
Компетентность организации
Проект запущен при поддержке Фонда содействия инновациям в 2019 году.
Проект поддерживают:
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
- Росприроднадзор (проектный офис «Чистый воздух»)
- Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского
- Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь»
- Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года»
- Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)»
- Ассоциация вузов «Кадры для зеленой экономики»
- ОАО «РЖД»
- Первое общественное экологическое телевидение
Проект реализуется в концепции межведомственного взаимодействия Фондом содействия инновациям, Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие», Фондом технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» при участии МГУ имени М.В. Ломоносова и Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Как часть национального проекта «Образование» «Экологический патруль» способствует внедрению в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Как часть национального проекта «Экология» Экопатруль способствует: созданию и эффективному функционированию во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах; сохранению уникальных водных объектов и экологической реабилитации водных объектов.
Российским производителям средств обучения и воспитания проект «Экопатруль» создает дополнительный сегмент рынка высокотехнологичного образовательного оборудования и мотивирует к разработкам инновационных прорывных решений для образования и экологии. На начальном этапе был сформулирован запрос к инфраструктуре проекта, включающей мобильные и стационарные лаборатории, а также современную информационную систему. В концепции мобильных лабораторий рассматривались мультидатчики и измерители, которые включают тепловизор, люксметр, пирометр, детектор углекислого газа, измерители чистоты воды и другое. Для стационарной эколаборатории прорабатывалась концепция кабинета экологического образования в школе и комплект учебного оборудования для организации экологически направленной учебно-исследовательской работы и практикума обучающихся, а также метеорологическая площадка для предметно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. Важная роль отводилась современной информационной системе, предназначенной для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующим техническим ресурсам, включая системы искусственного интеллекта. В идеале все указанные компоненты должны объединяться в общую экосистему проекта, поддерживающую кроссплатформенность, позволяющую упростить взаимодействие участников и интегрирующую технологию BYOD («bring your own device» — «принеси свое устройство»), которая делает телефон или ноутбук школьника инструментом исследования.
В проекте можно выделить несколько направлений:
1. ЭкоМониторинг — комплекс образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, современных профессиональных методов наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды для участников Проекта в различных регионах России.
2. Экопатруль — выявление, фиксация и информирование контрольно-надзорных органов в области охраны окружающей среды с помощью общественных активистов школьного возраста о фактах нарушения экологического состояния окружающей среды в различных регионах России.
3. ЭкоИнфраструктура — высокотехнологическое оборудование для школьных экологических исследований, разработанное отечественными компаниями.
В проекты Экопатруля входят:
Байкальская международная школа:
Участники проекта стали частью юбилейной 15-й Байкальской международной школы, проведя 10 насыщенных дней на берегу Байкала. Программа включала исследовательские группы по орнитологии, экологическому мониторингу, зоологии беспозвоночных, робототехнике, физике и астрономии.
Летние смены школы "Экопатруль":
В рамках проекта прошли летние смены, включавшие полевые выезды, лабораторные работы и мастер-классы по подготовке экологических проектов. Участники успешно представили свои идеи и наработки, которые смогут применить в дальнейшем.
Молодёжная антарктическая экспедиция:
Научные волонтёры проекта приняли участие в первой молодёжной антарктической экспедиции под руководством Матвея Шпаро и научного руководителя проекта Ивана Алексеевича Смирнова. Экспедиция включала изучение состояния льда, снега, атмосферы и наблюдение за животными в районе станции Новолазаревская. Кульминацией стал подъём флага Десятилетия науки и технологий, посвящённый IV Конгрессу молодых учёных.
IV Конгресс молодых учёных:
Наши участники достойно представили проект "Экопатруль" на IV Конгрессе молодых учёных, который проходил 27–29 ноября на федеральной территории «Сириус».
Пилотная программа "Digital технологии и экология — есть контакт!":
Была реализована уникальная образовательная программа, созданная совместно с Функциональной группой "Экология", ESG Центром ПАО "МТС" и Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского.
В рамках проекта школьники получают знания и развивают свои компетенции в экологии, биотехнологии, агробиологии – области, которые очень актуальны для развития страны в текущей внешнеполитической ситуации, но не получают должного представления в рамках школьной программы.
Особенно важно, то что:
школьники получают навык практической работы и знакомятся с природой своего родного края, своей страны, получают возможность повлиять на экологическую ситуацию и развитие своего региона, знакомятся с современной техникой и узнают, что в России есть самое современное оборудование, а это важные элементы патриотического воспитания молодёжи.
Выявление и поддержка высоко мотивированных школьников и педагогов, вовлеченных в охрану природы; Вопросам экологии и климата уделяется все большее внимание, как на российском (запущен соответствующий нац. проект), так и международном уровне; Предоставление опыта практической работы школьникам в области экологии дает важные конкурентные преимущества для участников проекта при трудоустройстве; Поддержка и развитие отечественных наукоемких компаний, занимающихся производством цифрового образовательного оборудования; Знакомство школьников со сферой экологии, биотехнологии, агробиологии и другими биологическими областях; Результаты проекта учитываются в проекте «Талант 20.35», результаты которого учитываются высшими учебными заведениями в рамках портфолио и дают абитуриентам дополнительные баллы.
Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче и к голосам активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран, экологическая повестка для молодого поколения является не просто девизом. Значительное количество школьников России так же обеспокоены состоянием окружающей среды, но при этом не имеют конструктивных способов изменить ситуацию, что в ряде случаев приводит к социально неодобряемым действиям, несогласованным протестам и пр. Проект нацелен на изменения данной ситуации.
Ученики не имеют понимания и знаний в актуальных для развития страны областях экологии, биотехнологий, агробилогии, при этом зачастую не знакомы с экологической ситуацией в своем родном крае.
Также Экологический патруль способствует внедрению современных образовательных технологий и прорывных решений от отечественных производителей, создавая дополнительный сегмент рынка высокотехнологичного образовательного оборудования и мотивируя компании к разработкам инновационных прорывных решений для экологического образования.
Как часть нацпроекта Образование проект решает следующие задачи:
- внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Как часть нацпроекта Экология проект решает следующие задачи:
- создание системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах;
- сохранение уникальных водных объектов и экологической реабилитации водных объектов.
В рамках проекта школьники получают знания и развивают свои компетенции в экологии, биотехнологии, агробиологии – области, которые очень актуальны для развития страны в текущей внешнеполитической ситуации, но не получают должного представления в рамках школьной программы, особенно важно, то что школьники получают навык практической работы, знакомятся с природой своего родного края, своей страны, получают возможность повлиять на экологическую ситуацию и развитие своего региона, знакомятся с современной техникой, узнают, что в России есть самое современное оборудование, а это важные элементы патриотического воспитания молодёжи.
Также одной из важных проблем, на решение которой ориентирован проект «Экопатруль» – создание общей базы данных по экологическому мониторингу, для проведения более глобальных экологических исследований по всей России, а также создания единого информационного портала для накопления, сравнения и анализа полученных данных.
Уникальность проекта заключается в формировании широкой межрегиональной сети школьного мониторинга: важен принципиальный характер межведомственного участия – участниками проекта могут обучающиеся школ, организаций дополнительного образования, кружков при музеях, вузах, НИИ и ООПТ, точек Роста, кванториумов. Все они работают с идентичным оборудованием и методиками, что дает сравнимые результаты и может стать основой национального проекта в области гражданской науки.
В настоящий момент в России нет аналогичных проектов, направленных на практическую работу с российским инновационным цифровым оборудованием. Имеющиеся аналогичные конкурсы либо используют традиционные (например, биоиндикационные, а не цифровые инструментальные методики), либо имеют значительно меньший охват аудитории или же вообще ограничиваются «теоретическим», «декларативным» характером подходов в экологическом образовании, что не эффективно и не приводит ни к решению экологических проблем, ни к развитию человеческого капитала.
Для проекта было важно выдержать рамку следующих принципов: организация работы в формате межведомственного взаимодействия, охват значительного количества регионов и участников, а также разработка и применение отечественного учебного оборудования.
Географический охват проекта: проект имеет всероссийский и международный охват включил в себя участников из 85 регионов России и 15 стран.
Для кого предназначен
Конкурс «Экопатруль» открыт для учеников 1–11 классов и включает три возрастные группы:
Формат проведения
Конкурс состоит из двух этапов:
Условия участия
Для участия в Конкурсе принимаются проектные идеи, реализованные участниками в рамках следующих треков (номинаций):
● Трек «Вода»: разработка проектов в области экологического мониторинга водной среды;
● Трек «Воздух»: разработка проектов в области экологического мониторинга атмосферы;
● Трек «Земля»: разработка проектов в области экологического мониторинга почвы;
● Трек «Комплексный мониторинг»: разработка проектов в области комплексного экологического мониторинга (одновременный мониторинг нескольких сред или объектов, например, атмосферы и воды);
● Трек «Юные исследователи»: разработка проектов обучающимися начальных классов (только для участников, обучающихся в 1 – 4 классах).
Критерии оценки
Проекты оцениваются по ряду критериев, таких как:
Финалисты представляют свои проекты на очной-онлайн защите, где оцениваются навыки презентации, глубина понимания темы и ценность полученного результата.
Поддержка участников и призы
Конкурс направлен на всестороннюю поддержку участников, поощрение их научной активности и содействие в реализации их проектов. Финалисты и победители конкурса получат ценные призы и возможность заявить о своем проекте на уровне страны. А так же волонтерские часы в волонтерскую книжку.
География проекта:
Заявки на участие поступили из 85 регионов Российской Федерации и 15 стран мира.
Цели и задачи:
Цель Конкурса – выявление и поддержка проектов в сфере экологии, просвещения, природоохранной деятельности и ресурсосбережения; продвижение экологической тематики среди молодёжи, поощрение научно-исследовательской и проектной активности школьников в области решения актуальных экологических задач.
2.1. Задачи Конкурса:
● поиск и развитие проектных идей в области экологии, биологии, естественных наук, поддержка инициатив, направленных на решение экологических проблем;
● воспитание экологической грамотности и бережного отношения к окружающей природе;
● развитие у молодых людей интереса к проектно-исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды, привлечение внимания к вопросам экологической безопасности;
● внедрение проектно-исследовательского метода в педагогическую практику, активизация деятельности школ, учреждений дополнительного образования, кружков, центров инновационной инфраструктуры (ЦМИТ, детские технопарки «Кванториум» и пр.), направленной на решение вопросов экологического развития молодежи.
Итоги реализации:
За шесть лет проведения на участие в премии поступило 14738проекта из 85 регионов России и 15 стран мира.
Выявленные в рамках конкурса школьники, проявляющие активность в области изучения экологии и сохранения окружающей среды, будут включены в программы общественных организаций, таких как фонд Вернадского, а также получат дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы экологической направленности, так как проект включён в перечень Министерства Просвещения России.
Среди победителей и призеров мероприятий проекта, закончивших 11 класс:
35% продолжили свое обучение в МГУ им. М. В. Ломоносова (биологический, географический факультеты и факультет почвоведения, направление подготовки «Экология»),
20% в РУДН (направление подготовки «Экология и Устойчивое развитие»),
10% в МГИМО (направление подготовки «Устойчивое развитие и экологическая безопасность»),
30% учатся в региональных вузах по этим же направлениям подготовки.
В 2024 году значительное внимание в рамках проекта было уделено летним образовательным школам, так участники проекта стали частью юбилейной 15-й Байкальской международной школы, проведя 10 насыщенных дней на берегу Байкала. Программа включала исследовательские группы по орнитологии, экологическому мониторингу, зоологии беспозвоночных, робототехнике, физике и астрономии. В рамках проекта прошли летние смены, включавшие полевые выезды, лабораторные работы и мастер-классы по подготовке экологических проектов. Участники успешно представили свои идеи и наработки, которые смогут применить в дальнейшем.
Принципы научного волонтерства и проекта Экопатруль нашли свое воплощение в научной программе Московской Молодёжной антарктической экспедиции: научные волонтёры проекта приняли участие в первой школьной экспедиции под руководством Матвея Шпаро и научного руководителя проекта Ивана Алексеевича Смирнова. Экспедиция включала изучение состояния льда, снега, атмосферы и наблюдение за животными в районе станции Новолазаревская. Кульминацией стал подъём флага Десятилетия науки и технологий, посвящённый IV Конгрессу молодых учёных. Эконаставники проекта в это же время достойно представили проект "Экопатруль" на IV Конгрессе молодых учёных, который проходил 27–29 ноября на федеральной территории «Сириус». Также была реализована уникальная образовательная программа, созданная совместно с Функциональной группой "Экология", ESG Центром ПАО "МТС" и Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского.
Всего было представлено 150 проектов в области экологии в финал конкурса было отобрано 50 команд. В рамках конкурса проводились онлайн-защиты, где участники продемонстрировали свои знания, исследовательские способности и креативный подход. Жюри оценивало работы по ряду критериев, включая научную новизну, практическую значимость и качество презентации.
Записи защит доступны для просмотра в нашей группе "Экопатруль" ВКонтакте, что позволяет всем желающим познакомиться с лучшими проектами и перенять успешный опыт.
50 финалистов прошли в очный этап, где защитили свои работы перед профессиональным жюри.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурс проектов стал центральным событием проекта и прошел по пяти трекам: "Почва", "Вода", "Воздух", "Комплексный мониторинг" и "Юные исследователи". Участники в 2024 году представили более 150 уникальных проектов на актуальные экологические темы.
В рамках конкурса проводились онлайн-защиты, где участники продемонстрировали свои знания, исследовательские способности и креативный подход. Жюри оценивало работы по ряду критериев, включая научную новизну, практическую значимость и качество презентации.
50 финалистов прошли в очный этап, где защитили свои работы перед профессиональным жюри. Финалисты доказали, что молодёжь способна решать экологические вызовы и предлагать инновационные подходы к их решению, а также что научное волонтёрство с каждым годом становится всё более популярным направлением в нашей стране.
Благодаря проекту 850 школьников в 2024 году стали научными волонтёрами, а общее число участников проекта достигло отметки в 15 350 участников!
Проект "Экопатруль" внес большой вклад в развитие направления научного волонтёрства и экологической осознанности в нашей стране в 2024 году. Благодарим всех участников, организаторов и наставников за их вклад в сохранение природы и воспитание нового экологически ответственного поколения.
Сроки реализации:
Проект стартовал 16 ноября 2019 года и реализуется по настоящее время