Современное сообщество учителей географии осуществляет свою деятельность в условиях устойчивых профессиональных дефицитов, формирующихся в ситуации разобщенности на региональном и федеральном уровне, вызванных потерей института методических объединений, слабой активностью Российской ассоциации учителей географии в регионах страны и недостаточной консолидирующей ролью РГО в отношении учительского сообщества. Утрачиваются традиционные формы взаимодействия учителей географии, способствующие обмену опытом и повышению престижа профессии.
Автор проекта:
Свердловское областное отделение РГО, Дагестанское республиканское отделение РГО.
Руководитель проекта – Гурьевских О.Ю., заведующий кафедрой географии, методики географического образования и туризма УрГПУ, ИО председателя Свердловского областного отделения РГО.
Программный комитет – Вершинина Е.В., Долгушина Ю.А
Номинация:
Просвещение
Наименование проекта:
Всероссийский слет учителей географии "Открываем Россию заново с учителями географии!"
Описание проекта:
Современное сообщество учителей географии осуществляет свою деятельность в условиях устойчивых профессиональных дефицитов, формирующихся в ситуации разобщенности на региональном и федеральном уровне, вызванных потерей института методических объединений, слабой активностью Российской ассоциации учителей географии в регионах страны и недостаточной консолидирующей ролью РГО в отношении учительского сообщества. Утрачиваются традиционные формы взаимодействия учителей географии, способствующие обмену опытом и повышению престижа профессии.
Всероссийский слет – комплексное мероприятие, направленное на объединение учителей географии Российской Федерации в целях повышения эффективности географического образования и престижа учебного предмета «География» посредством решения содержательных, мотивационных и организационных задач, ориентированное на совершенствование методов и технологий обучения географии и популяризацию географических знаний, проведение которого предусмотрено в природных условиях регионов России.
Единство и суверенитет образовательного пространства страны, преемственность программ всех ступеней обучения обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г. № 287. В то же время решение практических вопросов, направленных на повышение эффективности географического образования, требует консолидации усилий учителей географии российского сообщества с привлечением экспертов научной и методической сферы с выведением географического образования на высокий конкурентный уровень.
Научная новизна.
Проект включает комплекс мероприятий, системно реализуемых в течении установленных сроков проведения и направленных на ликвидацию образовательных, коммуникационных и мотивационных дефицитов учителей географии Российской Федерации. В соответствии с трендами развития образования современные научные подходы и методы определяют стратегические установки, способствующие повышению эффективности географического образования посредством целенаправленной функциональной практической ориентированности и профориентационной направленности в работе со школьниками.
Новый методический подход к проведению традиционной для географов формы взаимодействия – слет профессионального сообщества – определяется через разработку и апробацию элементов методической системы, содержание которой отражено посредством педагогического моделирования, позволяющего отразить логику и структуру педагогического процесса, единство целей, содержания, форм, средств и методов дидактики. Разработанная методическая система развития географической культуры учителей посредством вовлечения в проект РГО – это функциональный образовательный субъектно-объектный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов, представленных сочетанием методов, технологий, способов и приемов обучения и воспитания, направленных на ликвидацию содержательных, коммуникативных и мотивационных дефицитов и образовательный суверенитет педагогического сообщества Российской Федерации в условиях проведения Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Проект реализуется на системной основе, служит ожидаемым в среде учителей мероприятием и включает различные формы реализации социально-значимой, туристско-краеведческой и творческой деятельности учителей географии. Это среда сотрудничества педагогов, в которой осуществляется преемственность поколений в деле патриотического, краеведческого, эколого-географического просвещения и воспитания. Разработка методического комплекса и издание материалов научно-методического сопровождения Слета позволяет тиражировать опыт реализации для проведения Всероссийского слета учителей географии с выбором места проведения на конкурсной основе.
В соответствии с Концепцией проведения Всероссийского слета учителей географии, апробированной командой организаторов проекта в 2022 году на территории Свердловской области, право принимать проведение Слета предоставляется региону-победителю. Победителем I Слета учителей географии стала команда учителей географии из Республики Дагестан. Регион репрезентативный для проведения мероприятия подобного уровня, отличается характерным ландшафтным разнообразием и сформировавшимся геокультурным пространством. Эффективная реализация государственной политики в сфере образования, активная позиция и инициативность ученых-географов Дагестанского государственного педагогического университета, школьных учителей и регионального отделения РГО Республики Дагестан позволяют рассматривать территорию как эталонную площадку для проведения второго Всероссийского слета учителей географии.
Команда организаторов проекта объединяет два региональных отделения РГО. Свердловское областное отделение РГО имеет позитивный опыт организации и проведения массовых образовательных и просветительских мероприятий. В 2022 году разработана концепция, методическое сопровождение, организован и проведен I Всероссийский слет учителей географии "Открываем Россию заново с учителями географии!". Дагестанское республиканское отделение РГО – принимающая сторона выступили соорганизаторами Слета. Уникальность проекта в объединении двух региональных отделений РГО в реализации масштабного проекта заключается в беспрецедентном уровне сотрудничества. Этот проект стал не только значимым событием для учителей географии, но и примером эффективного взаимодействия региональных отделений. Объединение усилий позволило создать платформу для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов преподавания географии и формирования единого подхода к развитию географической культуры среди молодежи. Данный слёт способствует укреплению связей между регионами и подчеркивает важность совместной работы в области образования и патриотического воспитания. Слаженная работа коллектива единомышленников с привлечением экспертного сообщества методистов-географов и при поддержке Администрации Правительства Республики Дагестан позволила эффективно достичь поставленных целей и задач, обозначенных в проекте, направленных на совершенствование школьного географического образования в Российской Федерации, ликвидацию содержательных, мотивационных и коммуникационных дефицитов учителей географии. Кроме того, впервые отработана технология организации и проведения просветительского проекта, целевой аудиторией которого выступили учителя географии Российской Федерации, получившие поддержку на уровне всех Министерств и ведомств Республики Дагестан.
Рекомендательные письма: https://disk.yandex.ru/d/9TKw3-qA_8pgmA
Этапы:
1.Организационный.
Виды работ:
1) формирование рабочих групп проекта;
2) календарно-тематическое планирование этапов реализации проекта;
3) отбор экспертов и согласование механизма взаимодействия и координации;
4) подготовка документального и материального обеспечения проекта: договоры, смета, техническое задание;
5) разработка формы и содержания мероприятий по проекту;
6) выбор и согласование локаций проведения мероприятия в Республике Дагестан;
7) подготовка информационных писем партнерам проекта: Министерствам и ведомствам, региональным отделениям РГО, представителям государственной власти, образовательным организациям, СМИ, социальным партнерам.
8) разработка критериев и показателей оценивания результатов реализации и внедрения проекта.
2. Информационный.
Виды работ:
1) корректировка бренд-бука Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!»;
2) рассылка информационных писем в региональные отделения РГО, федеральные и региональные Министерства и ведомства, образовательные организации, СМИ, социальным партнерам проекта, представителям сферы туризма и бизнеса;
3) презентация проекта в СМИ;
4) презентация проекта на профессиональных научно-практических мероприятиях и форумах;
5) системное изложение информации по промежуточным и итоговым результатам реализации проекта на сайте организации-исполнителя, на сайте РГО, УрГПУ и Министерства образования Республики Дагестан;
6) размещение информации и медиа-контента в средствах массовой информации, на сайтах партнеров проекта, оповещение СМИ о ходе реализации проекта;
7) освещение промежуточных результатов и хода реализации проекта в социальных сетях: в группе «Русское географическое общество» «Молодежное движение РГО», «Русское географическое общество Свердловское областное отделение», Дагестанское региональное отделение ВОО РГО, УрГПУ и на личных страницах участников проекта.
3. Научно-методический: разработка методического сопровождения Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Виды работ:
1) анализ методических условий проведения Слета учителей географии;
2) анализ нормативных и законодательных актов по тематике непрерывного географического образования в условиях выездных мероприятий учителей и школьников;
3) разработка элементов методической системы развития географической культуры учителей географии Российской Федерации посредством вовлечения в деятельность РГО;
4) корректировка Концепции Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!» с учетом современных условий развития общества;
5) разработка содержания и механизма проведения отборочного регионального, заочного и очного федерального этапов слета;
6) подготовка и издание статьи «Методическая система непрерывного развития географической культуры в условиях Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!».
4. Проведение заочного тура Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Виды работ:
1) проведение отборочного регионального этапа слета учителей географии, сопровождение процесса формирования региональных команд очных участников;
2) проведение заочного федерального этапа Всероссийского слета учителей географии;
3) проведение конкурса визитных карточек команд – видео-презентация регионов «Открываем Россию заново с учителями географии!»;
4) проведение конкурса Мотивационных писем команд-участников;
5) проведение конкурса вопросов Географического диктанта «Открываем Россию заново с учителями географии!»;
5) фотоконкурс «Открываем Россию заново с учителями географии!»;
6) создание базы данных участников проекта;
7) отбор команд-победителей для участия в очном туре Слета.
5. Проведение очного тура II Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!»:
конкурсная и соревновательная программа
Ссылка на программу Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!» 23-25 октября 2024 года: https://disk.yandex.ru/d/XRH4wtP6QRJ0cg
Виды работ:
1-й день 23 октября
1. Сбор и регистрация участников.
2. Выставка-ярмарка народных промыслов Республики Дагестан.
3. Церемония торжественного открытия II Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!».
4. Экскурсия в Музей мультимедийного парка «Россия - моя история».
5. Экскурсионная программа по Махачкале и путевая экскурсия.
6. Заезд и размещение участников в научно-оздоровительный комплекс «Журавли».
7. Тренировочное время турнира по скоростной сборке спилс-карт.
8. Презентация настольных географических игр – Уткин С.П.
9. Установочная сессия II Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!».
10. Выставка фоторабот участников «Открываем Россию заново с учителями географии!».
11. Образовательный лекторий:
- Современные векторы развития географического образования в Российской Федерации – Лобжанидзе А.А.
- Географическая культура как базовая ценность географического образования – Гурьевских О.Ю.
- Дагестан: природа, история, культура – Атаев З.В., Гаджибеков М.И.
12. Географический диктант «Открываем Россию заново с учителями географии!».
13. Творческий нетворкинг «Вернисаж».
14. Технические консультации по Квест-походу.
15. Приветственный ужин.
16. Конкурс визиток-приветствий команд участников.
17. Брифинг.
2-й день 24 октября
Экскурсионная образовательная программа:
1. Автобусная путевая экскурсия «Дагестан глазами географа». Трансфер в Сулакский каньон.
2. Большой Сулакский каньон – жемчужина Дагестана.
3. Квест-поход «Открываем Дагестан с учителями географии!»
4. Трансфер в Парк семейного отдыха и форелевое хозяйство «Главрыба».
5. Трансфер в Дагестанский заповедник. Закат на Бархане Сарыкум.
6. Трансфер в научно-оздоровительный комплекс «Журавли».
7. Турнир по скоростной сборке Спилс-карт России и Дагестана.
8. Образовательные практики от экспертов «Профориентационные ориентиры в работе учителя географии»:
- «Учебные экспедиции как условие межпредметной интеграции географии» – Шидловский И.М.
- «Дизайн впечатлений как способ обучения. Эмоции и эмоциональный интеллект» – Савичев А.А.
9. Ужин в традициях национальной кухни. Вечерняя программа «Дагестан: динамика движения».
10. Интервьюирование участников проекта.
3-й день 25 октября
Образовательный марафон:
1. Лекция. Воспитательный потенциал географии в современном геокультурном пространстве России – Лобжанидзе А.А.
2. Лекция-беседа. «Картины Природы – важнейшее достояние окружающего мира». Чибилев А.А.
3. Методический мастер-класс от эксперта. «Работа с понятиями на уроках географии». Эртель А.Б.
4. Панельная дискуссия. Мотивация и способы развития познавательного интереса школьников. Царева Л.А., Панина М.В., Нижарадзе Г.А.
5. Практикум «К вопросу о развитии и совершенствовании контрольных измерительных материалов по географии: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР» – Лобжанидзе А.А.
6. Русское географическое общество как универсальная площадка развития географической культуры через призму теории поколений – Чибилев А.А., Шидловский И.М., Травина Л.В.
7. Презентация книги «Мир открытий: методическая система формирования географической культуры школьников в образовательном пространстве федеральных детских центров» Чайка И.Г., Гурьевских О.Ю., Тетерский С.В.
8. Уроки из океана: новые подходы к формированию познавательного интереса школьников. Калюжная Ю.Ю.
9. Обмен мнениями в формате стратегической сессии «Всероссийский слет «Открываем Россию заново с учителями географии!».
10. Создание карты коммуникаций и взаимоконтактов.
11. Подведение итогов Всероссийского слета учителей географии.
12. Торжественная церемония закрытия II Всероссийского Слета «Открываем Россию заново с учителями географии!», награждение победителей.
13. Отъезд участников Слета.
В рамках подготовки к Всероссийскому слету учителей географии на площадке Дагестанского института развития образования проведен круглый стол «Современные ориентиры географического образования» для учителей и преподавателей ВУЗов Дагестана с решением проблемных задач и кейсов «Географическое образование в Республике Дагестан»
Вопросы для обсуждения:
1. Современные тренды и стратегические ориентиры географического образования.
2. Географическая культура как интегральное понятие географии.
3. География в современном мире: новый атлас профессий.
4. Функциональная грамотность и межпредметные подходы в географии.
5. Участие школьников в диагностических работах, олимпиадах и конкурсах.
6. Мотивация как фактор непрерывного географического образования.
7. Русское географическое общество: универсальная площадка формирования и развития географической культуры.
Ссылка на программу Круглого стола в ДИРО: https://disk.yandex.ru/i/SCV73Nls-zNXlg
6. Подготовка рукописи и оригинал-макета методических рекомендаций организации и проведения слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Виды работ:
1. Формирование авторского коллектива.
2. Проведение конкурса методических разработок среди учителей географии.
3. Разработка содержания и структуры методических рекомендаций.
4. Подготовка и написание текста методических рекомендаций.
5. Подготовка иллюстративного материала.
6. Подготовка и оформление библиографического списка.
7. Подготовка оригинал-макета.
8. Презентация методических материалов на Всероссийской научно-практической конференции «Открываем Россию заново с учителями географии!».
7. Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции «Современные векторы развития географической культуры: «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Виды работ:
1. Формирование программного и организационного комитета, рабочей группы конференции.
2. Подготовка и рассылка информационных писем и приглашений.
3. Разработка программы конференции.
4. Материально-техническое обеспечение работы конференции, включая оборудование залов, раздаточный материал и организацию кофе-брейков.
5. Формирование электронного сборника материалов с размещением в базе данных РИНЦ.
7. Проведение научно-практической конференции.
8. Проведение образовательных экскурсий и мастер-классов «Изучаем географию не по учебнику» - Екатеринбург, Шарташский лесной парк.
9. Подготовка, согласование и принятие резолюции конференции.
Ссылка на материалы конференции:
https://disk.yandex.ru/i/SO7mOwURGGlb7g
https://disk.yandex.ru/i/HZ3-lqFW4VAlNg
https://disk.yandex.ru/i/MJplE9Ya52ij2A
8. Заключительный.
Виды работ:
1) Подведение итогов II Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!», анализ количественных и качественных показателей реализации проекта.
2) Подведение итогов деятельности рабочих групп проекта в соответствии с задачами, критериями и показателями оценивания результативности реализации проекта.
2) Подготовка отчетной документации: информационного и финансового отчета.
3) Разработка презентации проекта.
4) Отчет и презентация проекта.
Методика организации Всероссийского слета, тиражированная в педагогическое сообщество регионов страны, нацелена на получение устойчивого эффекта в развитии географической культуры учителей. В рамках реализации проекта апробирована методическая система взаимодействия педагогов Российской Федерации в неформальных условиях загородного центра в формате выездного мероприятия, включающего мастер-классы, полевые практикумы, мотивирующие активности, объединяющие тренинги, в том числе направленные на профилактику профессиональной усталости и стимулирование личностного роста участников. Результаты проекта в ближайшей перспективе выступят основой стратегического развития сообщества школьных педагогов-географов в рамках деятельности РГО.
Слет проходил на территории Республики Дагестан – уникального региона России со своеобразием геокультурного пространства и ландшафтного разнообразия. Первый слет учителей географии был проведен на территории горнозаводской Свердловской области, расположенной на границе Европы и Азии, на пересечении трансконтинентальных транспортных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Разработанная Концепция предполагает проведение Всероссийского слета в разных регионах страны с насыщенной экскурсионной программой, включающей природные и социально-экономические объекты, посещая которые участники изучают Географию нашей страны. Непосредственное знакомство с природой и геокультурным пространством разных регионов страны служит фактором развития компетенций учителей географии. Знакомство с территориями отдельных регионов, географическая «насмотренность» – важный аспект профессиональных компетенций учителей географии. Преподавание Географии в школе без путешествий учителей ограничивает кругозор и эрудицию, снижает эмоциональное состояние и мотивацию педагогов.
Для погружения в среду региона в программу слета включены творческие элементы, связанные с природными особенностями, характерными для территории проведения, например, в рамках нетворкинга, географической дискотеки, на экскурсиях и через полевые задания квест-похода.
Одним из методических решений, апробированных на Слете, стал творческий нетворкинг «Вернисаж», целью которого стало знакомство участников и объединение их тематикой принимающего региона. Участники были распределены индивидуальной жеребьёвкой в случайные группы и перед «спонтанным» творческим коллективом стояла задача художественного изображения гуашью фрагмента одного из выдающихся полотен известных художников, которые писали природу и культуру Дагестана. Совместная групповая работа была направлена на знакомство участников Слета друг с другом при выполнении общего объединяющего задания. Большое внимание было уделено отбору картин, для соответствия теме мероприятия. Учителя географии воспроизводили фрагменты картин Н.К. Рериха, И.К. Айвазовского и Дагестанского художника Ш.З. Байгильдиева. Задача участников состояла в воссоздании единого полотна из отдельных фрагментов путем организации взаимодействия друг с другом через творчество, и эта задача была успешно реализована, судя по горящим глазам «художников».
«Открываем Россию заново с учителями географии!» - так называлась и выставка фоторабот участников, которая проходила по результатам конкурсного отбора авторских фотографий, отражающих специфику регионов России глазами географов через призму объектива. Победителем фотоконкурса стала работа «Храм Святителя и Чудотворца Николая» Пантелеевой Марины, представляющей команду «Волга» из Саратовской области.
Первым очным испытанием для участников стал Географический диктант «Открываем Россию заново с учителями географии!» с индивидуальным зачетом в общую копилку баллов команд. Большая часть вопросов о своих регионах составлена самими участники в ходе заочного конкурса. Лучшие вопросы, с интересным содержанием и качественным оформлением были высоко оценены членами жюри. В личном зачете знатоком географии регионов России стала представительница Свердловской области из команды «Ожерелье Урала», Гутникова Елена Викторовна - учитель географии МАОУ «СОШ №76 имени Д. Е. Васильева», г. Лесной. Среди команд в географическом диктанте победили «Тюменский меридиан» Тюменская область в составе: Дёмин Иван Михайлович, учитель географии Заводоуковской СОШ №3, филиала МАОУ ЗГО «Заводоуковская СОШ №2», г. Заводоуковск; Фоминых Томила Михайловна, учитель географии Гимназии ТюмГУ, г. Тюмень; Пермякова Ирина Николаевна, учитель географии МАОУ Московская СОШ, п. Московский.
Визитки команд отправляли зрителей к самобытности культуры малых народов и приковывали всё внимание жюри. Сложная задача уложить в короткие 2 минуты образ своего региона, показать в выступлении и географические и культурно-исторические особенности территории. Жёсткие рамки с одной стороны, позволяют уместить конкурс визиток в одно большое насыщенное мероприятие, а с другой при подготовке участники оставляют только самые важные идеи, раскрывающие суть и создают «портрет» своей малой родины. Победителями конкурса визиток стала команда «Полет» Челябинская область в составе: Хворостова Яна Геннадьевна, учитель географии МБОУ СКОШ №36 г. Озерск; Карлина Лариса Алексеевна, учитель географии МАОУ «Гимназия №80» г. Челябинск, Фомина Елена Петровна, МБОУ СКОШ №36 г. Озерск.
Особое внимание в программе слета уделено практической полевой форме образовательной деятельности. Квест-поход разработанная и успешно апробированная авторами-организаторами Слета форма изучения территории, сочетающая в себе традиционную туристскую деятельность – поход и современное направление интеллектуального развлечения – квест в природных условиях.
Квест-поход позволяет смоделировать многодневный поход со всеми этапами подготовки, разработки маршрута, элементами походной жизни и условиями походного быта, но в течение нескольких часов мероприятия. Участники изучают картографический материал, разрабатывают маршрут опираясь на аналоговые и электронные карты, совершают поход с условными днями, ночлегами и препятствиями, которые могут встретится при прохождении маршрута. Квест-поход проходит по заданной легенде и позволяет создать условия погружения в увлекательное действо. В игровой форме проходят все этапы подготовки и проведения похода, на отдельных локациях организован перфоманс с привлечением костюмированных тематических персонажей, вносящих элементы неожиданности и разнообразие в образовательное мероприятие.
Квест-поход включает в себя разработку маршрута c выбором двух типов локаций. Это тематические географические этапы, обслуживаемые судьями, на которых команды выполняют задания и проходят мастер-классы от экспертов. Второй тип локаций - необозначенные на местности точки, немаркированные и необслуживаемые участки полигона, при поиске и фиксации которых необходимо подтверждение их посещения путем фотографирования с записью координат в EXIF данных и на самой фотографии. Участвуя в квест-походе команды набирают баллы, присуждаемые за выполнение заданий по цифровому фотографированию, владению системами позиционирования и выполнению заданий на тематических этапах.
Важным этапом организации Слета был выбор полигона для квест-похода. В Дагестане квест-поход был организован в Сулакском каньоне на полигоне площадью 1,2 км2 в Казбековском районе с завораживающими видами на горные ландшафты с высотной поясностью. Видовые локации 12 географических этапов и 26 точек для ориентирования позволяют с одной стороны наслаждаться обзором, а с другой стороны открывают широкие возможности для анализа специфики региона при выполнении заданий.
В 2024 году судьи отметили, что у участников повысился уровень владения современными приемами ориентирования по сравнению с квест-походом, который проводился на I Слете учителей географии в 2022 годe. При работе над заданиями Квест-похода совершенствуется тактическая подготовка участников проекта. Причем, в ходе реализации мероприятия повышается уровень подготовки как участников, так и волонтеров и организаторов события.
Лучшими в квест-походе стала команда из Самарской области, г. Самара «Жигулевская жемчужина» в составе Пивоварова Любовь Владимировна, учитель географии МБОУ Школа 41 «Гармония»; Дикарева Ирина Геннадьевна, учитель географии МБОУ Школа №102; Кошелев Алексей Евгеньевич, учитель географии МБОУ Школа №96.
Турнир по скоростной сборке спилс-карт в 2024 году оказался с сюрпризом, поскольку помимо сборки карты Российской Федерации, участникам было предложено собрать административную карту Республики Дагестан. Турнир стал не только проверкой знания административного устройства территории нашей страны, но и образовательным пространством, поскольку в течение всего Слёта участники могли тренироваться в сборке спилс-карт, что они с удовольствием делали. Быстрее всех, за 6 минут 17 секунд, собрали обе карты участники команды «Кассиопея» из Московской области в составе: Никонова Ксения Игоревна, учитель географии МОУ-СОШ №3 г. Можайск; Морева Вероника Олеговна, учитель географии МАОУ Ямская СОШ; Гнездилова Вера Сергеевна, ГБОУ Школа «Тропарёво».
Таким образом все события программы слета направлены на познание территории России и погружение в специфику природы, истории, культуры и традиций Дагестана, поскольку географическая «насмотренность» – для учителя географии это зерно его интереса к предмету, который передается учениками
Современное состояние географического образования характеризуется наличием профессиональных дефицитов у учителей, обусловленных низким престижем предмета «География» в школе. Это обстоятельство влияет на мотивацию деятельности учителей географии и способствует профессиональной усталости педагогов. Обмен опытом с коллегами и возможность общения с экспертами сферы географического образования способствуют снятию социальной напряженности педагогов и служат мотивирующей основой для профессиональной деятельности, способствуют формированию гражданской идентичности, стимулируют творческую активность для достижения высоких образовательных результатов.
Всероссийский слет «Открываем Россию заново с учителями географии!» направлен на формирование гражданской идентичности и патриотических настроений участников, что имеет значение в условиях формирования образовательного суверенитета нашей страны. Учителя географии готовили вопросы для Географического диктанта по своему региону, участвовали в фотоконкурсе «Открываем Россию заново с учителями географии!», они в общении делятся своим региональным опытом, методическими наработками и, конечно, пронизываются теплыми чувствами к территории проведения Слёта, к Дагестану, расширяя свои познания в изучении Географии нашей большой и красивой страны.
География проекта:
Устойчивый интерес учительского сообщества выражается в обширной географии участников проекта. Во II Всероссийском слете учителей географии приняли участие 76 команд из 8 Федеральных округов Российской Федерации. На очный тур в Махачкалу приехали 43 команды – 129 учителей географии, представляющих разные субъекты Российской Федерации. Участие в Слете приняли: 13 ведущих экспертов в сфере географического образования – ученые и методисты; 34 члена организационного комитета; 28 преподавателей и 26 студентов-волонтеров Дагестанского государственного университета.
Все участники Слета прошли повышение квалификации по программе «Инновационные подходы в преподавании учебного предмета «География» в условиях реализации обновленного ФГОС» 24 часа (удостоверение государственного образца ДИРО).
Ссылка на протоколы конкурсной программы Слета: https://disk.yandex.ru/d/tmFi8Ug1wsle5g
Победителями II Всероссийского слета учителей географии в Дагестане стала команда «Ожерелье Урала» из Свердловской области в составе: Скрыгина С.В. - учитель географии МАОУ «СОШ №48», г. Новоуральск; Гутникова Е.В. - учитель географии МАОУ «СОШ №76 имени Д. Е. Васильева», г. Лесной; Каймакова С.В. - учитель географии МАОУ «СОШ № 32» г. Краснотурьинск, МАОУ «СОШ №14 им В.Ф. Фуфачева» г. Серов.
Цели и задачи:
Цель: Организация и проведение второго Всероссийского слета учителей географии, направленного на объединение учительского сообщества, обмен опытом, повышение эффективности географического образования и престижа профессии.
Задачи:
- Методическое сопровождение педагогов в соответствии с Концепцией Всероссийского слета учителей географии.
- Организация и проведение Всероссийского слета учителей географии в природных условиях неформальной среды общения, предполагающей мотивирующие активности, объединяющие тренинги, профилактику профессиональной усталости и стимулирование личностного роста участников.
- Ликвидация профессиональных дефицитов у учителей географии, возникающих в ситуации смены парадигм в географической науке и географическом образовании.
- Активизация деятельности региональных Комиссий географического образования РГО как объединяющего сообщества учителей географии.
- Знакомство с геокультурным пространством регионов Российской Федерации – формирование гражданской идентичности и патриотических настроений.
- Популяризация образовательной и просветительской деятельности Русского географического общества, вовлечение учителей географии Российской Федерации в деятельность РГО.
Достижение поставленной цели обеспечивается проработкой методологической основы и методическим сопровождением каждого этапа реализации проекта. Разработка элементов методической системы развития географической культуры учителей географии в условиях проведения Всероссийского слета в соответствии с современными векторами развития образования и тенденциями экономической и социальной сферы российского общества, геополитической ситуации обеспечивает системность проекта и эффективность применяемых технологий и средств решения поставленных задач.
Всероссийский слет учителей географии – это комплексное мероприятие, включающее различные формы реализации социально-значимой, туристско-краеведческой и творческой деятельности учителей. Это среда сотрудничества педагогов, в которой осуществляется преемственность поколений в деле патриотического, краеведческого, эколого-географического просвещения и воспитания. Разработка методического комплекса и издание материалов научно-методического сопровождения Слета позволяет тиражировать опыт реализации для проведения ежегодного Всероссийского слета учителей географии в регионах с выбором места проведения федерального мероприятия на конкурсной основе. Таким образом эта форма взаимодействия и сотрудничества, направленная на консолидацию учителей географии Российской Федерации, стала регулярной и ожидаемой, обеспечивая повышение мотивации, имиджа и престижа учительской профессии.
Итоги реализации:
Результаты:
· Методика организации и проведения Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· Положение II Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· Бренд-бук Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· Информационные письма в региональные отделения РГО, федеральные и региональные Министерства и ведомства, образовательные организации, СМИ, социальным партнерам проекта, представителям сферы бизнеса (не менее 100).
· Конкурс видеороликов презентаций региональных команд участников Cлета учителей географии России «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· Протокол заочного тура Всероссийского слета учителей географии.
· Фотографии участников фотоконкурса, протокол фотоконкурса «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· Программа II Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
· II Всероссийский слет учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!» – фото (более 1000) и видеоотчет (5 репортажей).
· Выставка фотографий «Открываем Россию заново с учителями географии!» (50 фото).
· База данных участников II Всероссийского слета учителей географии.
· Электронная карта «География участников II Всероссийского слета учителей географии «Открываем Россию заново с учителями географии!».
Публикация результатов исследования:
· Статья (ВАК, РИНЦ). «Методическая система развития географической культуры в условиях Всероссийского слета «Открываем Россию заново с учителями географии!» (0,5-1,0 п.л.).
· Оригинал-макет методического пособия «Методика проведения Dсероссийского слета учителей географии» – оригинал-макет методических рекомендаций – не менее 5 п.л., не менее 5 иллюстраций, библиографический список – не менее 35 источников.
· Научно-популярная статья «Открываем Россию заново с Русским географическим обществом и учителями географии» - газета «Народный учитель» УрГПУ, газета «Учитель Дагестана».
· Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции «Современные векторы развития географической культуры: «Открываем Россию заново с учителями географии!». Ориентировочный срок проведения конференции – 21-24.03.2025. Количество участников не менее 50. Ожидаемый результат – обмен опытом и результатами исследований и педагогической деятельности в области географии, методики географического образования и туризма в педагогическом сообществе учителей географии и смежных наук, туристской отрасли, обсуждение теоретических и методологических подходов, методик и технологий, направленных на повышение эффективности географического образования. Обсуждение проблем и поиск стратегических решений средствами Комиссии по географическому и экологическому образованию РГО, представителями вузовского, научного, учительского и бизнес-сообщества России. Сборник материалов. Резолюция конференции.
Освещение хода реализации проекта, промежуточных результатов и итогов на сайтах, в СМИ и социальных сетях:
· системное изложение информации по результатам реализации проекта на сайте организации-исполнителя, на сайте РГО и УрГПУ (не менее 10 репортажей);
· размещение информации и медиа-контента в средствах массовой информации, на сайтах партнеров проекта, оповещение СМИ о ходе реализации проекта.
· освещение промежуточных результатов и хода реализации проекта в социальных сетях: не менее 20 публикаций в группах «Русское географическое общество», «Молодежное движение Русского географического общества» и на личных страницах участников проекта;
· информационный отчет;
· презентация проекта в печатном и электронном виде.
1. https://disk.yandex.ru/i/asbV7LS6aBO-tg
2. https://disk.yandex.ru/d/HCIoR6agF_lLTA
2. https://disk.yandex.ru/d/HCIoR6agF_lLTA
1. РГВК "Дагестан": https://yandex.ru/video/preview/1291764777517199362?aabrnd=405448337
2. «Репортёр 73»: https://vk.com/video-26036652_456272740
3. ВестиУрал: https://yandex.ru/video/preview/13480525254200574312?
4. https://vk.com/video558272716_456239261?access_key=db0265b199b9c4c5b9
5. ОТВ Свердловское утро: https://www.obltv.ru/release/vypusk-sverdlovskogo-utra-ot-05112024
6. https://yandex.ru/video/preview/13480525254200574312?aabrnd=405448337&aabrnd=563795920&a...
7. https://vesti-ural.ru/2024/11/06/236981/
10. https://t.me/minobraz_so/11068
11. https://minobraz.egov66.ru/news/item?id=10771
12. https://t.me/Academy_geografiya/2187
13. https://t.me/Academy_geografiya/2186
14. https://t.me/Academy_geografiya/2185
15. https://t.me/Academy_geografiya/2182?single
16. https://vk.com/wall-207062006_3330
17. https://t.me/riadagestan/34530
18. https://t.me/riadagestan/34540
19. https://t.me/riadagestan/34540
20. https://t.me/riadagestan/34644
21. https://t.me/riadagestan/34650
22. https://t.me/dagpravdaru/52295
Отзывы участников:
1) https://vk.com/wall-213409909_1807 Курские "Соловьи"
https://vk.com/video558272716_456239261?access_key=db0265b199b9c4c5b9
2) https://vk.com/wall-213409909_1820
3) https://vk.com/wall137853520_3160
4) https://vk.com/wall-213409909_1825
5) https://vk.com/wall-227605875_4
6) https://vk.com/wall791870041_26
7) https://vk.com/wall70565316_4715
8) https://vk.com/wall-147121300_5847
9) https://vk.com/wall-167155163_4220
10) https://vk.com/wall-224552594_805
11) https://vk.com/wall-173111519_490
12) https://vk.com/wall-209999834_508
13) https://vk.com/wall-209999834_505
14) https://vk.com/wall-209999834_504
Эффект от реализации проекта:
Предполагаемый эффект от реализации проекта:
Научный эффект. Всероссийский слет «Открываем Россию заново с учителями географии!» представляет собой комплексное мероприятие, являющееся основным компонентом разработанной методической системы развития географической культуры учителей. Это функциональный образовательный субъектно-объектный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов, представленных сочетанием методов, технологий, способов и приемов обучения и воспитания, направленных на ликвидацию содержательных, коммуникативных и мотивационных дефицитов сообщества учителей географии Российской Федерации.
Методология и методика организации Всероссийского слета, тиражированная в педагогическое сообщество регионов страны, нацелена на получение устойчивого эффекта в развитии географической культуры учителей. Практико-ориентированный краеведческий подход, направленный на формирование функциональной грамотности, соответствует трендам образования. В рамках реализации проекта апробирована методическая система взаимодействия педагогов Российской Федерации в неформальных условиях детского образовательного центра для одаренных детей в формате слета учителей географии, включающего мастер-классы, полевые практикумы, мотивирующие активности, объединяющие тренинги, в том числе направленные на профилактику профессиональной усталости и стимулирование личностного роста участников как обучающая, развивающая и коммуникационная площадка. Результаты проекта выступят основой стратегического развития сообщества школьных педагогов-географов в рамках деятельности РГО.
Акцент на практической составляющей и совершенствовании владения полевыми методами в мероприятиях слета продиктованы результатами проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии. Экскурсионная и туристская деятельность со школьниками как образовательный ресурс требует применения современных технологий, направленных не только на актуализацию регионального компонента в программах школьного географического образования, но и на формирование функциональной грамотности средствами школьной географии и смежных наук. Системный анализ элементов методической системы в процессе ее функционирования позволит корректировать целевые установки, направленные на совершенствовании географической культуры учителей что служит главным методическим условием эффективности географического образования.
Социально-экономический эффект. Эффективность географического образования в Российской Федерации определяется объективными и субъективными факторами. Многие долгосрочные проблемы отображены в Концепции развития географического образования, принятой в 2018 году, но постепенно теряющей актуальность в свете изменяющихся событий последних лет. За последние годы реализованы важные проекты, направленные на решение проблем географического образования: появился Профессиональный стандарт Географа, предполагающий широкое вовлечение профессии в различные сферы социально-экономической жизни общества. Однако, многие вопросы по-прежнему не находят решения. Обмен опытом и консолидация учителей географии в среду специалистов смежных отраслей позволит расширить кругозор учителей и наметить способы оптимизации профориентационной деятельности, исходя из современных запросов. Привлечение внимания к популярным профессиям трэвел-журналистов, геоинформатиков, представителей индустрии туризма и гостиничного сервиса рассматривается как способ повышения престижа предмета «География» в школе, что может служить фактором влияющим на качество обучения через прагматический интерес.
Проект реализуется на территории Республики Дагестан, характеризующейся своеобразием геокультурного пространства и ландшафтным разнообразием, изучение которого важно для учителей географии. Первый слет учителей географии был проведен на территории Свердловской области, расположенной в 2000 километрах к востоку от Москвы, на границе Европы и Азии, на пересечении трансконтинентальных потоков сырья, товаров, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Разработанная Концепция предполагает проведение Всероссийского слета в разных регионах страны с экскурсионной программой, предлагаемой участникам в качестве образовательного мероприятия. Непосредственное знакомство с природой и геокультурным пространством разных регионов страны служит важным фактором развития компетенций учителей географии. Знакомство с территориями отдельных регионов, географическая «насмотренность» – важный аспект профессиональных компетенций учителей географии. Преподавание Географии в школе без путешествия ограничивает кругозор и эрудицию, снижает эмоциональное состояние и мотивацию. Привлечение широкой аудитории посетителей – участников слета в любой регион страны может рассматриваться как разновидность образовательного туризма, что имеет экономическое значение и эффект. Всероссийский слет может войти в календарь событийных мероприятий регионального уровня, что может быть особенно актуально для периферийных районов страны с характерным стабильным миграционным оттоком жителей, где развитие любого направления туризма будет способствовать решению социально-экономических и ментальных проблем.
Социальный эффект. Миссия учителя географии определяется многокомпонентностью функционального значения в обществе. Сформированность географической культуры, как элемента общей культуры человека влияет на принятие важных решений, способствующих устойчивому развитию нашей страны. Современное состояние географического образования характеризуется наличием профессиональных дефицитов у учителей, обусловленных кроме общих системных проблем низким престижем предмета «География» в общеобразовательной школе. Последнее обстоятельство влияет на мотивационную составляющую деятельности учителей географии и способствует раннему профессиональному выгоранию педагогов. Поиск эффективных практик в неформальной среде общения, обмен опытом с коллегами и возможность общения с экспертами сферы географического образования способствуют снятию социальной напряженности педагогов и служат мотивирующей основой для развития географической культуры, формирования гражданской идентичности, стимулирования активности и повышения эффективности деятельности для достижения высоких образовательных результатов.
Всероссийский слет «Открываем Россию заново с учителями географии!» направлен на формирование гражданской идентичности и патриотических настроений участников, что имеет значение в условиях формирования образовательного суверенитета нашей страны. По результатам ежегодного Географического диктанта, жители большинства регионов имеют низкий уровень краеведческих знаний. Зафиксирован отказ от туристских форм внеурочной деятельности в школах из-за перегибов по обеспечению безопасности детских перевозок. Несмотря на актуальность развития детского туризма, продолжает сохраняться низкий уровень спортивного туризма и экскурсий в природу. Слабое знание Родного края – причина нарушения связи «знаю – люблю – забочусь». Географический контекст в настоящем проекте выполняет функцию образовательной среды, определяя «насмотренность» – важную профессиональную компетенцию учителя географии, обеспечивающую непосредственное изучение специфики регионов России.
Настоящий проект объединяет учителей географии всей Российской Федерации. Методика организации и проведения слета предполагают тиражирование на все регионы. Проект является системным и долгосрочным, поскольку способствует обмену опытом, консолидации сообщества учителей географии на всех уровнях (местном, региональном, федеральном) за счет многоэтапности проведения отбора и командного взаимодействия в рамках проведения. Предполагается, что это комплексное мероприятие, взяв старт на территории Урала, продолжаясь в Республике Дагестан, будет менять место проведения, позволяя участникам Слета расширять горизонты познания, совершенствуя географическую картину мира, знакомясь со спецификой пространственных закономерностей разных территорий, что обеспечит реализацию краеведческого подхода и формирование национальной и региональной идентичности.
Сроки реализации:
Проект реализован в 2024 году и продолжается в 2025. Даты проведения II Всероссийского слета учителей географии 23-25 октября 2024 года. Проект проводится с августа 2022 по настоящее время. Высокая социальная и образовательная значимость определяют востребованность и долгосрочность проекта.