Учебный эксперимент «География – третье измерение»
Учебный эксперимент «География – третье измерение»

Проект: Учебный эксперимент «География – третье измерение»

Автор: Федоров Валерий Михайлович

Регион охвата: Калужская, Московская, Рязанская области

Номинация: Просвещение


Идея проведения учебного эксперимента «География – третье измерение» возникла у Валерия Федорова в 2002 году, после участия в очередном Чемпионате России по воздухоплаванию. В 2003 и 2004 годах в прессе публиковались аргументы в пользу реализации эксперимента, но только когда к проекту проявило интерес Русское географическое общество и М.В. Слипенчук (выпускник географического факультета и руководитель группы компаний «Метрополь»), этот инновационный образовательный проект в 2006 году удалось реализовать на деле.

В связи с этим на географическом факультете МГУ был организован и проведен учебный эксперимент «География третье измерение». Целью эксперимента было определение возможностей и эффективности использования тепловых аэростатических летательных аппаратов в практике университетского географического образования. Учебный эксперимент был осуществлен совместно Географическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, Русским географическим обществом, Федерацией воздухоплавания России при финансовой поддержке группы компаний «Метрополь».

Впервые за более чем 250 летнюю историю Московского университета в небо преподаватели географического факультета поднялись в небо, чтобы непосредственно оценить возможности использования аэростатов в подготовке студентов-географов. Всего в свободных полетах приняли непосредственное участие 6 преподавателей и сотрудников географического факультета. Вид сверху на те места, где они много лет ходили со студентами, оказался неожиданным, как и ощущение полета. В целом преподаватели и студенты (выступающие в качестве наблюдателей) крайне одобрительно оценили эксперимент и выразили надежду на внедрение полетов на тепловых аэростатах в практику географического образования.

Эксперимент был продолжен в 2011 году. В 2012 он был проведен уже в трех субъектах Российской федерации (Московской, Калужской и Рязанской областях), то есть начал движение по стране. В полетах участвовали преподаватели, студенты-географы , слушатели школы Юных географов. Реализация проекта способствует повышению эффективности и качества географического образования и пока не имеет аналогов в мировой образовательной системе.


От первого лица: Валерий Федоров

На основе опытов полетов и знаний о развитии воздухоплавания идея применения аэростатов в сфере географического образования получила окончательное оформление, и в таком виде была в период 2003 - 2005 годов опубликована в газете «Московский университет», журнале «Живописная Россия», высказана в эфире первого ТВ канала (в ТВ проекте «Пилот»). Эти публикации были направлены в основном, на преодоление естественных опасений руководства географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова относительно безопасности проведения полетов. Но «вода камень точит». В 2006 году, обстоятельства сложились так, что проект получил моральную поддержку РГО, техническую поддержку Федерации воздухоплавания России и финансовую поддержку ИФК «Метрополь» руководителем которой, в то время, был выпускник географического факультета М.В. Слипенчук. В результате декан географического факультета академик Н.С. Касимов («скрепя сердце») дал согласие на проведение учебного эксперимента на учебном полигоне географического факультета. Однако, при этом были некоторые, но существенные ограничения – к свободным полетам допускались только преподаватели, студенческая аудитория ограничивалась полетами со статусом «на привязи». Все же проект стартовал, получил восторженную оценку, как преподавателей, так и студентов. В стартовых полетах проекта участвовали представители СМИ, в том числе ТВ, в результате чего это мероприятие стало достоянием широкой общественности.

На заседании ученного совета географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в апреле 2013 года декан факультета академик Н.С. Касимов, с сожалением, отметил факт сокращения числа студентов на факультете. Учебный эксперимент «География – третье измерение» как раз и представляется одним из факторов, способствующих повышению интереса к географии. Дальнейшее развитие эксперимента, несомненно, внесет позитивные мотивы, как в проблему численности студентов, так и в повышение эффективности и качества их образования и престижа географических профессий. Учиться, должно быть интересно!