Атомный ледокол «Арктика»
Проект: Атомный ледокол «Арктика»

Автор: ФГУП «Атомфлот», ПАО «ЦКБ «Айсберг», АО «Балтийский завод»

Номинация: Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса

Автор проекта :

ФГУП «Атомфлот», ПАО «ЦКБ «Айсберг», АО «Балтийский завод»

Номинация:

Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса

Наименование проекта:

Головной универсальный атомный ледокол «Арктика»

Описание проекта:

Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 не имеет аналогов России и за рубежом. При строительстве судна использовались инновационные решения, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками. Более 90 процентов оборудования на ледоколе произведено российскими компаниями. ГУАЛ «Арктика» - это самый большой и мощный атомный ледокол в мире. Специально для этого судна разработана ядерная энергетическая установка «РИТМ-200». Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно - экономически эффективнее. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.

География проекта:

Работа в акватории Северного морского пути

Цели и задачи:

Арктика – ранимая экосистема. При реализации самых передовых и экономически эффективных проектов необходимо помнить об экологической безопасности. Атомный ледокольный флот всей своей историей безаварийной работы доказал, что атомоходы безопасны для окружающего мира. Применение инновационных технологий при строительстве ГУАЛ «Арктика», опыт моряков обеспечивают безопасность эксплуатации судна. Атомный ледокольный флот – ключевое звено в реализации транспортного потенциала Северного морского пути. В современных условиях конкурентного рынка услуг интенсивность работы атомных ледоколов составляет около 38 ледоколомесяцев, то есть в среднем каждый ледокол используется 9,5 месяцев в году.
ГУАЛ «Арктика» самостоятельно обеспечит проводку крупнотоннажных судов, лидирование караванов в западном районе Арктики. Ввод в эксплуатацию данного судно позволит сделать очередной шаг в увеличении сроков навигации в акватории Северного морского пути.

Итоги реализации:

21 октября на базе ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага РФ на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» проекта 22220. Атомоход назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
В настоящее время на производственной площадке АО «Балтийский завод» ведется строительство серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».

Сроки реализации:

Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» был заложен 5 ноября 2013 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а 16 июня 2016 состоялся его спуск на воду. Ввод в эксплуатацию судна состоялся 21 октября 2020 года.