Проект: Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
Автор: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, , АО «Адмиралтейские верфи», АО КБ «Вымпел», ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
Номинация: Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса
Автор проекта:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
АО «Адмиралтейские верфи»
АО КБ «Вымпел»
ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
Номинация:
Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса
Наименование проекта:
Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
Описание проекта:
Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа (НЭС ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903
Завод-строитель – АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав АО «ОСК»)
Проектант – АО КБ «Вымпел» (входит в состав АО «ОСК»)
Заказчик – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Эксплуатант – ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное, единственное в мире научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Платформа обеспечивает комфортные и безопасные условия работы и проживания 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при продолжительном дрейфе в полярных широтах с учетом всех действующих норм по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования, производить их качественную обработку и оперативную передачу данных; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).
Форма корпуса НЭС ЛСП «Северный полюс» оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, благодаря чему, в случае экстремальных ситуаций, судно будет фактически выдавливаться на поверхность и избегать повреждений. Кроме того, полные формы корпуса позволяют разместить необходимое количество запасов топлива для обеспечения двухгодичной автономной эксплуатации платформы.
Помимо научных лабораторий, жилых и служебных помещений на судне располагаются сауна, бассейн и спортивный зал. Станция рассчитана на работу при температуре до -50С и влажности 85%.
В настоящее время на борту ЛСП проходит экспедиция ААНИИ «Северный полюс-41».
Основные характеристики:
Длина наибольшая, м – 83,1.
Ширина наибольшая, м – 22,5.
Высота борта на миделе, м – 11,4.
Осадка по конструктивную ватерлинию, м – 8,6.
Водоизмещение, т – 10 390.
Дедвейт, т - около 3 687.
Экипаж / научный персонал, человек – 14/34.
Автономность по запасам топлива – 2 года.
Автономность по запасам провизии – 1 год.
Район плавания – неограниченный.
Скорость хода, узлов – не менее 10.
Срок службы – не менее 25 лет.
Классификация
Российского морского регистра судоходства:
КМ ARC5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship
География проекта:
Северный Ледовитый океан
Цели и задачи:
Цели:
• укрепление геополитических интересов РФ в Арктическом бассейне и престижа нашего государства как мирового лидера полярной науки;
• создание альтернативы дрейфующим полярным станциям;
• строительство уникальной ЛСП с рекордной автономностью и возможностью дрейфа во льдах в течение двух лет (при сроке службы – 25 лет).
Задачи:
• возобновление комплексных научных исследований в высоких широтах Арктики;
• мониторинг состояния природных процессов;
• подготовка ледовых прогнозов для обеспечения навигации по трассе Северного морского пути;
обеспечение комфортных и безопасных условий работы и проживания членов экспедиций.
Итоги реализации:
Экспедиция продолжается.
Сроки реализации:
Контракт на проектирование и строительство НЭС ЛСП «Северный полюс» между Адмиралтейскими верфями и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года, спущено на воду 18 декабря 2020 года, передано Заказчику 29 июля 2022 года. Строительство заказа проходило в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации. 15 сентября 2022 года дан старт экспедиции «Северный полюс-41». Экспедиция в настоящее время продолжается.