Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

Проект: Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

Автор: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,  , АО «Адмиралтейские верфи», АО КБ «Вымпел», ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»

Номинация: Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса


Автор проекта:

 

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

АО «Адмиралтейские верфи»

АО КБ «Вымпел»

ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»

 

Номинация:

 

Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса

 

Наименование проекта:

 

Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

 

Описание проекта:

 

Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа (НЭС ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903

Завод-строитель – АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав АО «ОСК»)

Проектант – АО КБ «Вымпел» (входит в состав АО «ОСК»)

Заказчик – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Эксплуатант – ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»

 

НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное, единственное в мире научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана.


Платформа обеспечивает комфортные и безопасные условия работы и проживания 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при продолжительном дрейфе в полярных широтах с учетом всех действующих норм по охране окружающей среды и экологической безопасности.


Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования, производить их качественную обработку и оперативную передачу данных; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).


Форма корпуса НЭС ЛСП «Северный полюс» оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, благодаря чему, в случае экстремальных ситуаций, судно будет фактически выдавливаться на поверхность и избегать повреждений. Кроме того, полные формы корпуса позволяют разместить необходимое количество запасов топлива для обеспечения двухгодичной автономной эксплуатации платформы.


Помимо научных лабораторий, жилых и служебных помещений на судне располагаются сауна, бассейн и спортивный зал. Станция рассчитана на работу при температуре до -50С и влажности 85%.


В настоящее время на борту ЛСП проходит экспедиция ААНИИ «Северный полюс-41».

 

Основные характеристики:

Длина наибольшая, м – 83,1.

Ширина наибольшая, м – 22,5.

Высота борта на миделе, м – 11,4.

Осадка по конструктивную ватерлинию, м – 8,6.

Водоизмещение, т – 10 390.

Дедвейт, т - около 3 687.

Экипаж / научный персонал, человек – 14/34.

Автономность по запасам топлива – 2 года.

Автономность по запасам провизии – 1 год.

Район плавания – неограниченный.

Скорость хода, узлов – не менее 10.

Срок службы – не менее 25 лет.

 

Классификация

Российского морского регистра судоходства:

КМ ARC5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship

 

География проекта:

 

Северный Ледовитый океан

 

Цели и задачи:

 

Цели:

•        укрепление геополитических интересов РФ в Арктическом бассейне и престижа нашего государства как мирового лидера полярной науки;

•        создание альтернативы дрейфующим полярным станциям;

•        строительство уникальной ЛСП с рекордной автономностью и возможностью дрейфа во льдах в течение двух лет (при сроке службы – 25 лет).

Задачи:

•        возобновление комплексных научных исследований в высоких широтах Арктики;

•        мониторинг состояния природных процессов;

•        подготовка ледовых прогнозов для обеспечения навигации по трассе Северного морского пути;

обеспечение комфортных и безопасных условий работы и проживания членов экспедиций.

 

 

Итоги реализации:

 

Экспедиция продолжается.

 

Сроки реализации:

 

Контракт на проектирование и строительство НЭС ЛСП «Северный полюс» между Адмиралтейскими верфями и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года, спущено на воду 18 декабря 2020 года, передано Заказчику 29 июля 2022 года. Строительство заказа проходило в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации. 15 сентября 2022 года дан старт экспедиции «Северный полюс-41». Экспедиция в настоящее время продолжается.